Андрей Юрьевич ГУБОВ, действительный государственный советник Иркутской области
Основные проблемы и трудности муниципальной информатизации, к сожалению, уходят к истокам формирования местного самоуправления в его нынешнем виде, и со временем тенденция их преодоления не только не прогрессирует, но и появляются все новые факторы, осложняющие и без того непростую работу органов местного самоуправления (ОМСУ) в данном направлении [1] (таблица 1).
К сожалению, это далеко не весь перечень проблем.
Тем не менее следует отметить, что вопреки хроническому дефициту финансирования за два с половиной десятилетия в становлении и развитии муниципальной информатизации в России сделано главное:
Однако приходится констатировать, что все достижения муниципальной информатизации, описанные выше, относятся в основном на долю крупных городов-доноров. При этом разрыв в сфере информатизации между ними и прочими дотационными муниципалитетами, и в первую очередь небольшими сельскими поселениями, нарастает.
Все это происходило в очень непростых организационных условиях. Политика государства в развитии информационных технологий за минувшие четверть века была весьма непоследовательной. Постоянно менялись приоритеты: «электронное государство, правительство и муниципалитет»; электронная цифровая подпись и «доверенная третья сторона»; «информационное общество»; оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде и «межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде» — да все и не упомнишь. Что их объединяло, так это то, что все мероприятия предусматривали участие органов местного самоуправления на добровольно-принудительной основе. Более того 90% муниципалитетов в силу дефицитности бюджета не имеют для решения столь грандиозных задач ни средств, ни специалистов [3].
Похожая ситуация наблюдается пока и с Национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации», которая помимо унаследованных у своих предшественников и не полностью реализованных на предыдущих этапах направлений включает еще и создание необходимой нормативно-правовой базы, а также подготовку кадров для цифровой экономики.
К сожалению, Правительство России до настоящего времени так и не определилось с задачами и приоритетами проектов не только муниципального, но и регионального уровня. Соглашения с регионами по проектам цифровой экономики, которые должны были быть заключены в июле 2019 года, включают весьма укрупненные и отвлеченные показатели [4]. Ожидается, что к концу 2019 года уточнится, чего ждать и как оценивать, когда на конкурсной основе, затратив 15 миллионов рублей, будет определен индекс развития цифровой экономики [5].
В связи с этим, прежде чем принимать решения о путях развития ОМСУ в условиях национального проекта «Цифровая экономика», нужно понять, что же это такое. По определению цифровая трансформация (цифровизация, диджитализация) — это изменение формы деятельности в условиях цифровой реальности на основе данных. Цифровая трансформация прежде всего означает новые бизнес-процессы, организационные структуры, положения, регламенты, новую ответственность за данные, новые ролевые модели. Ключевой процесс цифровой трансформации — стратегическое управление данными.
Многие считают, что если в офисе стоят компьютеры и подключен интернет, то организация может называться цифровой. Однако компьютеры и интернет — лишь инструменты.
Лозунг «Цифровизация — не в нацпроектах, а в головах» сегодня как нельзя актуален. Приходит время очередной революции в мышлении и переходу от ставших уже привычными АИС к научно обоснованному автоматизированному управлению с применением искусственного интеллекта (ИИ). Цифровизация — это прежде всего системный подход к использованию цифровых ресурсов, внедрение автоматизированных систем управления (АСУ) для повышения производительности труда, конкурентоспособности и экономического развития в целом [6], основные принципы системного подхода представлены в таблице 2.
Таким образом, цифровизация — это не богом данная панацея от всех недостатков во всех видах управления и организации труда и жизни общества, а одна из форм и этапов практической реализации науки об управлении — кибернетики.
С учетом накопленного опыта, требований времени и состояния информационных технологий в рамках цифровой трансформации перед ОМСУ стоят следующие основные задачи:
Очевидно, что работа по муниципальной информатизации не может и не должна проводиться в отрыве от развития информационных технологий российского общества. И хотелось бы выразить надежду, что все-таки удастся выработать механизмы, обеспечивающие действиям муниципалитетов необходимый постоянный тесный контакт с федеральными и региональными органами государственной власти на официально регламентированной основе.
Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.
Налоговое планирование. Изменение законодательства.
Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.
Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.
Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.