Журнал «Метод», № 2 • 2019 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Концепция управления регионами: вызов современности

О целях и задачах развития Российской Федерации

Бая Очирова
30.05.2019

«Метод» № 3 • 2019

Свежий номер «Метода»
Читать Подписка

В целях обеспечения повышения качества жизни населения, обеспечения стабильного экономического роста указом Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» были определены цели и задачи развития Российской Федерации.

Модернизация проектной деятельности

Все те мероприятия, которые необходимо осуществить Правительству Российской Федерации в целях их достижения, сведены в показатели 12 национальных проектов (программ) и одного комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

Следует отметить, что механизм проектной деятельности в процессе стратегического планирования не является чем-то новым, с 2016 года на всех уровнях власти реализовывались приоритетные проекты и программы. Однако новые реалии требовали модернизации данного механизма и использования более передовых подходов к проектной деятельности. Обновленные принципы были заложены в новом Положении об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, принятом в октябре 2018 года. Принятие аналогичных порядков также рекомендовано федеральным центром для субъектов Российской Федерации.

Одним из отличительных признаков нового Положения является то, что выделяются три взаимосвязанных типа проекта: национальный, федеральный и региональный. На первом уровне иерархии находятся национальные проекты, на втором — федеральные проекты, обеспечивающие достижение целей, показателей и выполнение задач национальных проектов. Участие регионов в реализации федеральных проектов обеспечивается за счет региональных проектов, в том числе за счет средств межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Заключенные в феврале текущего года соглашения о реализации региональных проектов детализировали для субъектов Российской Федерации целевые показатели и результаты федеральных проектов, закрепили персональную ответственность руководителей региональных проектов за их достижение.

Тем самым каждый регион в рамках своих полномочий и проектов реализует поставленные на федеральном уровне национальные цели и следует единой стратегической политике страны.

Схема взаимосвязи проектов представлена на рисунке.

На сегодняшний момент работа над национальными проектами полностью перешла в стадию реализации. Утверждены паспорта проектов, планы мероприятий по их реализации, в которых определены показатели, результаты, мероприятия, контрольные точки, объемы финансирования и участники проектов.

Разработка как приоритетная задача

Отдельное внимание следует уделить показателям проектов, это не типовые макропоказатели, а действительно конкретные показатели, важные для населения страны и отражающие состояние развития той или иной сферы. С помощью данных показателей будет производиться оценка выполнения национальных проектов. При этом обязательным является наличие установленных методик их сбора и расчета. Однако на данный момент не все показатели являются статистически наблюдаемыми, и разработка данных методик является приоритетной задачей. Еще одной проблемой является то, что отдельные значения показателей, установленные на федеральном уровне для регионов, не всегда учитывают их специфику, что затрудняет работу по их достижению.

Проекты не могут находиться вне системы программно-целевого управления, поэтому установлено обязательное условие по включению национальных (федеральных) проектов в государственные программы Российской Федерации. Федеральные проекты одного и того же национального проекта в зависимости от его специфики могут быть включены как в одну, так и в несколько государственных программ.

В отношении регионов в целях выполнения данного условия потребовалась дополнительная корректировка порядков разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ субъектов Российской Федерации. Отдельные субъекты РФ скорректировали порядки по аналогии с федеральными правилами для пилотных государственных программ, согласно которым в структуре программы выделяется проектная и процессная части, что должно способствовать повышению качества их реализации.

Что касается муниципального уровня, рекомендуется более активное привлечение регионами муниципальных образований к разработке и реализации региональных проектов, включение представителей муниципальных образований в составы участников региональных проектных офисов, создание муниципальных проектных офисов, повышение квалификации муниципальных служащих в части проектного управления, трансформация муниципальных программ в целях отражения расходов на мероприятия реализуемых региональных проектов и т. д.

Отчеты для финансирования

Запланированные мероприятия проектов должны быть обеспечены финансированием в полном объеме, поэтому в рамках планирования бюджета предусмотрен приоритетный порядок их финансирования, что должно способствовать своевременности и качеству их выполнения. При этом одной из возникших проблем в процессе реализации национальных проектов, выявленных в текущем году, являлась несвоевременность предоставления регионами межбюджетных трансферов из федерального бюджета, что делало невозможным проведение конкурентных процедур в сфере закупок для осуществления мероприятий национальных проектов, и, следовательно, возникновение рисков их неисполнения.

Выполнение проектов строго контролируется в рамках процедур комплексного мониторинга. На данный момент регионы уже представили первые отчеты о ходе реализации региональных проектов, в которых отражалась информация об исполнении бюджетов проектов, о достижении результатов, контрольных точек и мероприятий, а также показателей проектов. В рамках отчетов помимо фактических значений по отдельным элементам проектов также указываются прогнозные значения по их выполнению в последующие периоды. С помощью данной информации возможно проведение соответствующих процедур риск-менеджмента в целях минимизации рисков их невыполнения в случае наличия возможного критического отклонения.

Одним из важных моментов является необходимость проработки и уточнения механизмов проведения оценки эффективности реализации проектов, которая должна учитывать комплексную оценку достижения всех элементов проекта, а также вклад каждого участника в достижение его показателей.

Если говорить о национальных целях Российской Федерации, то, как правило, они носят «межпрограммный» («межпроектный») характер, а также тесно взаимосвязаны между собой. В этой связи 7 мая 2019 года утвержден единый план по их достижению на период до 2024 года, который содержит набор основных мер, действий, ключевых инструментов, направленных на их достижение вне зависимости от принадлежности к государственным программам и национальным проектам (программам).

Все эти механизмы должны способствовать эффективной реализации национальных проектов, что позволит улучшить жизнь граждан России и обеспечить стратегическое развитие страны в ближайшие годы.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.