Журнал «Метод», № 1 • 2019 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Система наставничества в здравоохранении Ульяновской области

В регионе разработан Стандарт развития кадрового потенциала

Валентина Караулова, Наталья Лямаева
04.04.2019

«Метод» № 3 • 2019

Свежий номер «Метода»
Читать

Министерством здравоохранения Ульяновской области с целью сохранения и развития кадрового потенциала системы здравоохранения, снижения кадрового дефицита в отрасли, прекращения оттока медицинских кадров за пределы области, а также повышения престижа профессии медицинского работника с 2013 года разработан и утвержден Стандарт развития кадрового потенциала отрасли здравоохранения Ульяновской области.

Фото_Караулова_В.Г..png
Валентина КАРАУЛОВА, советник губернатора Ульяновской области по вопросам здравоохранения, председатель отраслевого Совета наставников при Министерстве здравоохранения Ульяновской области, главный врач государственного учреждения здравоохранения «Ульяновский областной центр медицинской профилактики и формирования здорового образа жизни»

Лямаева_фото.png
Наталья ЛЯМАЕВА, заместитель директора Департамента развития здравоохранения — начальник отдела кадровой политики и профессионального развития Министерства здравоохранения Ульяновской области

Стандарт представляет собой комплекс мер, включающий мероприятия, начиная с профориентационной работы с младшими школьниками, этапы довузовской, додипломной, последипломной подготовки медицинских работников, адаптации и развития кадрового потенциала молодых специалистов. В стандарте определены цели, задачи и результаты для каждого этапа; прописаны меры морального и материального стимулирования.

Одним из направлений стандарта является развитие системы наставничества в лечебно-профилактических учреждениях Ульяновской области. Положение о наставничестве было разработано в 2012 году (распоряжение Министерства здравоохранения Ульяновской области от 27 августа 2012 года № 106-гс «Об утверждении Положения о наставничестве в лечебно-профилактических учреждениях Ульяновской области»).

Вопрос наставничества на протяжении всего времени существования медицины сохраняет свою актуальность. Наставничество никогда не уходило из здравоохранения — и из медицинского образования, и из практического здравоохранения. Это та отрасль, которая сохранила наставничество. И это действительно оправданно.

Медицинская наука, являясь одной из самых многогранных, сложных и ответственных, требует тщательной подготовки. Ведь ежедневно от правильно принятого решения врача зависят жизни людей. Хорошего врача необходимо воспитывать уже со школьной скамьи, продолжая данную работу в вузе и помогая выпускнику на первых самостоятельных шагах овладения нашей сложной профессией.

Причем это должно быть не просто обучение конкретным действиям, навыкам и знаниям. Значима и психологическая подготовка. К личности будущего доктора всегда предъявляются повышенные требования: он должен быть ответственным, решительным, добрым, милосердным, терпеливым. Специалист должен обладать не только медицинскими знаниями и навыками, но и быть хорошим психологом. Ведь построение конструктивного диалога между доктором и пациентом является одним из важнейших инструментов лечения. Настоящий врач всегда найдет подход к больному, сможет вселить в него веру в выздоровление.

Помочь молодому специалисту в этих вопросах могут опытные, квалифицированные наставники. Это должны быть руководители подразделений или авторитетные сотрудники с высшей квалификационной категорией по соответствующей специальности. Наставники для молодых специалистов являются своего рода еще одними учителями, участвующими в становлении новых уникальных и неповторимых профессионалов в различных областях медицины. Но в данном случае используется индивидуальный подход к каждому ученику, что позволяет считать наставничество одним из самых эффективных и успешных способов формирования специалиста. Кроме того, опытный наставник, пользующийся авторитетом и вызывающий доверие у только что окончившего высшее или среднее медицинское образовательное учреждение, делится своим опытом, опираясь не на теоретические знания, а на свой реальный опыт в решении практических задач.

Основные цели наставничества:

  • подготовка высококвалифицированного специалиста для работы в медицинской организации;
  • повышение квалификации и профессионального мастерства медицинских работников;
  • развитие личностно ориентированных отношений и сплоченности внутри коллектива, способствующих повышению эффективности оказания медицинской помощи.

Закрепление наставников в учреждении начинается с момента прихода будущего специалиста на практику в учреждение.

Работа наставников начинается с заключения письменного соглашения о трудовом сотрудничестве с молодым специалистом, где наставник обязуется оказывать помощь в процессе овладения профессией, нормами медицинской этики и деонтологии, в повышении образовательного и культурного уровня, адаптации в коллективе, а молодой специалист обязуется овладеть необходимыми профессиональными навыками, максимально использовать опыт и знания наставника для овладения профессией, выполнять мероприятия согласно утвержденному плану, который составляется на каждого работника индивидуально приказом по учреждению. По окончании стажировки проводится итоговая проверка знаний.

В течение календарного года молодые специалисты под руководством наставников активно привлекаются к подготовке теоретического материала по вопросам профилактики санитарно-противоэпидемических мероприятий, внедрения новых направлений в диагностике и лечении, этике и деонтологии, осуществления антикоррупционных мероприятий с последующим представлением докладов на врачебных и сестринских конференциях.

Также под контролем заведующих отделениями и наставников в течение года происходит практическое освоение молодыми специалистами профессиональных навыков работы по выбранной специальности.

По истечении года подводятся итоги работы с молодыми специалистами. Наставниками заполняется итоговая карта индивидуальной подготовки молодого специалиста, в отношении которого осуществлялось наставничество. Выносится заключение по каждому специалисту, при необходимости даются конкретные рекомендации по дальнейшему повышению профессионального мастерства с целью воспитания активной профессионально-социальной позиции.

Задачей наставников является поддержка молодых специалистов в их разумных начинаниях и направление в нужное русло энергии молодых людей, создание комфортных условий для скорейшего освоения профессии и опыта старших коллег.

Примером заинтересованности наших молодых врачей в своей профессии может служить их активное участие в ежегодно проводимых форумах молодых специалистов «Выбор профессии-призвание». Министерство организовывает в рамках форумов психологические тренинги для молодых специалистов "Выстраивание взаимоотношений врач — пациент, врач — врач, врач — медицинская сестра.

Таким образом, подобные форумы и встречи молодых специалистов с опытными врачами, юристами, психологами, обмен профессиональной информацией друг с другом дают прекрасную возможность молодым специалистам проявить себя, получить знания, выходящие за рамки образовательной программы, задать вопросы, интересующие лично каждого специалиста.

В каждом учреждении созданы молодежные советы. Основными целями молодежного совета являются:

  • содействие всестороннему развитию молодого специалиста, раскрытию и реализации его потенциала, вовлечение в активную общественную жизнь;
  • формирование у молодежи самостоятельности, ответственности, активной гражданской позиции, желания принимать участие в решении актуальных проблем современной молодежи.
41702501_246698479366664_1192766637766344704_o.jpg

Роль молодежного совета заключается в оказании технической и практической помощи молодым специалистам при прохождении ими стажировки, углублении профессиональных знаний и навыков, а также в представлении интересов молодых специалистов в советах трудовых коллективов, аттестационных комиссиях и т. д.

Система наставничества позволила изменить ситуацию с трудоустройством и закреплением кадров в регионе.

Если в 2007 году в отрасль здравоохранения региона прибыл только 31 врач-специалист, то в 2018 году в отрасль трудоустроились 263 врача. Мы стремимся, чтобы к 2020 году укомплектованность лечебных учреждений медицинскими кадрами составляла 90% с учетом коэффициента совместительства.

Для совершенствования работы наставников создан отраслевой совет наставников при Министерстве здравоохранения Ульяновской области, одними из основных функций которого являются:

  • организация взаимодействия министерства и подведомственных ему учреждений, профессиональных союзов (их объединений), общественных организаций, научных и экспертных организаций в разработке и принятии решений о назначении наставников, обсуждении наиболее эффективных форм наставничества и инструментов осуществления наставничества, технологий по совершенствованию института наставничества.
  • рассмотрение и формирование предложений по внедрению и совершенствованию наставничества в министерстве и подведомственных ему учреждениях.

Важным моментом в его работе станет изучение успешной практики и обмен опытом в сфере наставничества других субъектов Российской Федерации и других стран мира.

Совет наставников выступает в качестве контролирующего органа, который будет мониторить и оценивать работу всех наставников отрасли здравоохранения Ульяновской области. Для этого разработаны соответствующие показатели оценки эффективности наставничества:

  • увеличение количества трудоустроенных сотрудников;
  • закрепление кадров в учреждении и снижение текучести кадров;
  • сокращение срока адаптации молодых специалистов.

Каждый наставник должен понимать уровень ответственности, возложенный на него. Наставник помимо основных знаний должен уметь осуществлять функции управления в виде целеполагания, мотивации, планирования и достижения поставленных целей в запланированные сроки, владеть технологией воспитательного процесса. Это одни из главных критериев работы наставника.

В то же время он должен уметь научить будущего врача получать знания в условиях постоянно увеличивающихся объемов информации и скоростей ее восприятия. Ведь медицина не стоит на месте, она активно развивается. Появление новых болезней, природные катаклизмы провоцируют поиск новых решений и методов борьбы. Развиваются технологии, знания. Поэтому гибкость и восприимчивость к новым знаниям — неотъемлемые качества, которым должен быть обучен врач.

Нужно понимать, что работа наставников не может быть односторонней. Поэтому в целях повышения заинтересованности и привлечения высококвалифицированных специалистов к выполнению роли наставника в каждом учреждении должны быть предусмотрены меры поддержки и стимулирования: дополнительные дни к отпуску, доплата к заработной плате.

Необходимо сохранить уникальную традицию передачи опыта и ценностей, заложенную в прежние времена. Ведь именно этот механизм всегда будет оставаться основным способом развития личности. Только так мы сможем сформировать общество высококлассных конкурентоспособных медицинских специалистов, что позволит поднять отрасль здравоохранения Ульяновской области на качественно новый уровень. Во всем мире эффективность систем здравоохранения и качество медицинских услуг зависят от показателей деятельности работников, которые определяются их знаниями, умениями и мотивацией.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.