Журнал «Метод», № 1 • 2019 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Нацпроект на дорогах регионов

О проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги»

03.04.2019

«Метод» № 3 • 2019

Свежий номер «Метода»
Читать

В рамках указа Президента РФ Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской̆ Федерации до 2024 года» Правительство России разработало национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Курирует проект заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Максим Акимов. Одним из целевых показателей проекта обозначено снижение смертности в результате ДТП в 3,5 раза, а к 2030 году — стремление к нулевому показателю.

Понимая амбициозность поставленной задачи, государственная компания «Ростех» и АО «ГЛОНАСС» создали совместное предприятие «ГЛОНАСС Безопасность дорожного движения» («ГЛОНАСС БДД»), которое предлагает пересмотреть существующую парадигму обеспечения безопасности на федеральных и региональных дорогах, а также разрабатывает собственный подход, позволяющий снизить аварийность на дорогах и достичь целевых показателей национального проекта в каждом регионе России.

Maxim_Akimov_official_portrait.png

29 ноября 2018 года Максим Акимов провел первое заседание Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения в новом составе, на котором обсуждалось выполнение задач по повышению уровня безопасности дорожного движения, поставленных в майском указе президента. В частности, руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов было рекомендовано разработать комплекс мер по снижению числа погибших в автомобильных авариях, а также лично осуществлять руководство работой региональных комиссий по безопасности дорожного движения. Также были даны поручения разработать критерии оценки эффективности руководителей регионов в рамках достижения показателей национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Этими критериями обозначено:

  • приведение состояния автомобильных дорог в соответствие нормативным требованиям;
  • снижение смертности от ДТП до уровня не выше четырех погибших на 100 тысяч населения.

Кроме того, вице-премьер обратил внимание, что для достижения поставленных целей необходимы совместные усилия всех заинтересованных федеральных и региональных органов власти, специалистов, ученых и экспертов.

Амбициозность целевых показателей проекта убедительно доказывает статистика аварийности в России. В настоящий момент состояние безопасности дорожного движения принято оценивать по количеству ДТП с погибшими и пострадавшими, а также по числу аварийно-опасных участков.

Практика такова, что аварийно-опасные участки закрывают системами фотовидеофиксации. Каждая зона контроля в среднем может в два раза снизить количество пострадавших в результате ДТП. Однако на деле такой подход не всегда эффективен для целей снижения смертности в результате ДТП. По итогам 2016 года всего 11% погибших зафиксировано в зоне аварийно-опасных участков. Очевидна проблема, что наибольшая часть ДТП с погибшими происходит вне аварийно-опасных участков и не прогнозируется. В «ГЛОНАСС БДД» предлагают использовать возможности текущей инфраструктуры. Фото-, видеофиксация остается одним из самых действенных инструментов обеспечения безопасности на дорогах. Количество используемых камер растет. Информация, которую собирают такие камеры, чрезвычайно ценна: с их помощью фиксируют не только нарушения, но и все проезды автомобилей, их скорость, частоту проездов и другие показатели. Фактически это большие данные, которые могут и должны использоваться для предотвращения ДТП. Анализ этой информации может помочь в предотвращении аварий. Так, в «ГЛОНАСС БДД» разработали собственный подход к повышению безопасности дорожного движения за счет обширной аналитики данных о дорожном движении — аудита безопасности дорожного движения на основе больших данных. По мнению авторов анализа, он поможет в достижении целевых показателей БДД, обозначенных в национальном проекте.

sch1.png

В «ГЛОНАСС БДД» поясняют особенности подхода: каждое ДТП является результатом влияния различных факторов — дорожных, технических, психологических, погодных, климатических и многих других. Чем больше таких факторов учитывается в борьбе с аварийностью и ее причинами, тем выше результативность обеспечения безопасности.

Например, в компании выявили факт: несмотря на то что вне населенных пунктов происходит большинство ДТП со смертельным исходом, всего 10% от общего числа камер расположено на таких дорогах. Соответственно, необходимо пересмотреть критерии к установке камер фотовидеофиксации, чтобы камеры были ориентированы на максимальный эффект обеспечения безопасности на дорогах.

Другой выявленной особенностью являются причины травматизма и ДТП с тяжелыми последствиями на дорогах. Согласно статистике, на федеральных дорогах по причине плохой видимости происходит 23% ДТП со смертельным исходом, на региональных — 3%. Зачастую это связано с тем, что федеральные дороги более комфортные, в снегопад лучше очищаются, поэтому водители неадекватно оценивают соответствие скоростного режима погодным условиям и нарушают правила. В этом случае в «ГЛОНАСС БДД» рекомендуют снижать на некоторых участках дорог скоростной режим в опасное время года.

Не нашла широкого применения фиксация нарушений ПДД в зависимости от типа транспортного средства. Так, например, на дорогах вне населенных пунктов каждое десятое грузовое транспортное средство движется со скоростью, равной скорости легкового автомобиля, что является нарушением ПДД и несет серьезные последствия.

Указанные примеры говорят о том, что необходимо анализировать множество предпосылок ДТП и принимать решения, учитывая множественность данных.

С помощью предлагаемого аудита в «ГЛОНАСС БДД» видят возможность оценки аварийности и тяжести последствий ДТП на участке автомобильной дороги по ряду критериев, среди них:

  • интенсивность движения;
  • ширина проезжей части и обочин;
  • продольный уклон дороги;
  • радиус кривизны дороги;
  • типы пересечения дорог;
  • коэффициент сцепления с дорогой.

Коэффициенты влияния различных показателей на аварийность известны давно и уже применяются, например при строительстве дорог. Эксперты «ГЛОНАСС БДД» уверяют, что эти же коэффициенты и формулы можно и нужно начать применять для обеспечения безопасности дорожного движения на существующей сети и предлагают следующий системный подход к аудиту:

1) анализ состояния безопасности дорожного движения в регионах и выявление потенциально опасных участков при помощи высокотехнологичных методик работы с данными;

2) выявление совокупности причин ДТП на проблемных участках, например на подъемах или спусках дорог с ограниченной видимостью;

3) формирование методов и рекомендаций устранения аварийности, например установка камер фотовидеофиксации нарушений ПДД или нанесение разметки, ограничивающие маневры движения ТС;

4) работа по предупреждению ДТП на аналогичных или схожих участках, принятие превентивных мер обеспечения безопасности на участках дорог схожего типа.

52% всех ДТП со смертельным исходом происходит вне населенных пунктов

60% из них — по причине превышения скорости

В «ГЛОНАСС БДД» уверены: используя выводы аудита БДД, региональные власти могут применять релевантные меры и инструменты для повышения показателей БДД, в том числе внося изменения в комплексные схемы организации дорожного движения в городах или в проекты организации дорожного движения вне населенных пунктов. При этом набор инструментов или мер, которые покажут свою эффективность, зачастую не требует капитального строительства искусственных дорожных сооружений. К ним относятся:

1) установка знаков и нанесение разметок, ограничивающих маневры и предупреждающих об изменениях дорожных условий;

2) интеллектуальные знаки скорости движения, изменяющиеся относительно дорожных и погодных условий;

3) многопозиционные знаки;

4) знаки, рекомендующие дистанцию движения;

5) внедрение камер фотовидеофиксации, особенно контролирующих скорость ТС на участке автомобильных дорог (контроль средней скорости);

6) рекомендации по составлению региональной программы повышения безопасности дорожного движения.

в 5 раз выше количество погибших в ДТП вне населенных пунктов

лишь 10% от общего числа средств фотовидеофиксации установлено вне населенных пунктов

В конечном счете, полагают в компании, деятельность по устранению очагов аварийности, снижению числа ДТП и достижению целевых показателей национального проекта окажется для регионов наиболее эффективной с применением высокотехнологичных способов работы с имеющимися большими данными. Воплощением такого подхода может стать специализированная облачная платформа, позволяющая обрабатывать имеющуюся информацию и предлагать решения без участия человеческого фактора. Высокие технологии позволяют объединить в единую инфраструктуру на такой платформе существующий парк систем фотовидеофиксации и компоненты «ЭРА-ГЛОНАСС». Это даст наиболее объективный подход к столь важной работе по обеспечению безопасности на дорогах. Профильные рабочие группы и комиссии смогут работать с готовыми результатами такой платформы.

Материал подготовлен экспертами ООО «ГЛОНАСС БДД»

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.