Журнал «Метод», № 1 • 2019 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Платформенная логика: цифровое госуправление на старте подготовки

Каким станет будущее госуправления?

IT

«Метод» № 3 • 2019

Свежий номер «Метода»
Читать

С 2018 года вузы начали запускать программы для чиновников по цифровой экономике и цифровому госуправлению. Какими умениями должен обладать госслужащий, прошедший цифровую переподготовку, и каким станет будущее госуправления?

ТАТЬЯНА МАКУРОВА

Пора учиться

В начале 2000-х автор данной статьи начала работать в крупной окологосударственной структуре. Меня шокировал факт неспособности ряда руководителей структуры совершать простейшие операции на компьютере. Они писали текст письма от руки на листе бумаги и отдавали молодым сотрудникам для набора текста. Распечатанный на принтере вариант правился ручкой и отдавался на перепечатку, даже если надо было просто поменять местами два слова. Также для удобства возрастных сотрудников в бумажные нормативные документы правки вносились вручную. Электронная почта? Нет, не слышали. В итоге до 80% времени тратилось на абсолютно непродуктивную работу. Все то же самое можно было бы делать на два порядка быстрее (или не делать вообще, если иметь в виду внесение изменений в нормативные документы при наличии систем типа «Гарант» или «Консультант») — и это было очевидно любому стороннему наблюдателю.

Сейчас, 20 лет спустя, простого владения компьютером и интернетом на уровне продвинутого пользователя для чиновников и госслужащих уже недостаточно. Требуется не просто владение специальными программами, но и, к примеру, понимание принципов работы блокчейна, искусственного интеллекта и big data. Без таких умений госслужащие скоро станут сопоставимы с описанными выше «динозаврами».

Обучение управленцев вызовет изменение госструктур и принципов их работы.

«Это не просто ключевые руководители, которые компетентны в управлении данными, это и люди, формирующие новую управленческую культуру. Культуру, в которой приветствуется инициатива снизу, в которой не действуют жесткие догмы и алгоритмы действий, доминирует принятие решений на основе объективных данных, в которой предпочтительным способом решения задач является не трата государственных средств, а взаимовыгодные партнерства, в которой фокус внимания сосредоточен на человеке/гражданине, а не на бюрократических процедурах», — заявил генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Евгений Ковнир на форуме «Открытые инновации». Так как сегодня около 80% деятельности госорганов организовано в функционально-иерархическом формате (по оценке Центра стратегических разработок (ЦСР)), масштаб изменений будет грандиозным.

Напомним, в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика» выделен проект «Цифровое госуправление». Он предполагает цифровую трансформацию госслужащих — речь об управленце нового образца, который не просто на ты с новейшими технологиями, но и способен стоять в авангарде изменений. Задача абсолютно оправданна: в динамично меняющемся мире государство должно возглавить процесс изменений, учитывая их неизбежность.

В целом в рамках национального проекта «Цифровая экономика» по специальности CDO планируется переобучить до 30 тысяч человек до конца 2019 года и 270 тысяч человек до конца 2024 года. На текущий момент удовлетворенность в менеджерах, которые способны управлять данными в системе государственного управления, составляет 1–2%.

Управленец в области цифровых данных называется CDO (Chief Data Officer, директор по данным) или CDTO (Chief Digital Transformation Officer, директор по цифровой трансформации). Обе разновидности компетенций применимы и в бизнесе, и в госуправлении. Однако мерилом для бизнеса является положительное изменение финансовых показателей, а для госуправления нужен иной подход, более сложный, поскольку непросто определить критерии эффективности. Один из принципов реализации CDТO в госуправлении — принцип максимальной удовлетворенности граждан.

Кузницы цифровизации чиновников

Обучающие программы для чиновников начали широко анонсироваться с 2018 года. Так, в октябре 2018 года был запущен совместный курс Высшей школы государственного управления РАНХиГС, автономной некоммерческой организации «Цифровая экономика», Аналитического центра при Правительстве РФ, Центра стратегических разработок и Сбербанка по управлению в цифровой экономике для чиновников. Однако в 2018 году закончили обучение лишь 62% участников ввиду определенной сложности материала и интенсивности обучения (с 9 до 21–22 часов с небольшими перерывами).

В рамках программы «Цифровое государственное управление» планируется достижение к 2024 году следующих показателей:

  • 70% взаимодействий граждан и коммерческих организаций с госорганами в цифровом виде;
  • 100% приоритетных госуслуг и сервисов предоставляются без необходимости личного посещения госорганов и иных организаций, с применением реестровой модели, онлайн, проактивно;
  • 70% основных данных прошло гармонизацию (соответствие мастер-данным);
  • 90% внутриведомственного и межведомственного юридически значимого электронного документооборота государственных и муниципальных органов и бюджетных учреждений.

А в феврале 2019 года на базе ВШГУ РАНХиГС под эгидой Минкомсвязи открылся центр подготовки руководителей цифровой трансформации (CDTO).

«Госуправления без „цифры“ больше нет: или ты „цифровой“, или тебя отодвигают. У нас в этом году обучение должны пройти 50 человек уровня заместителей министров и заместителей руководителей федеральных служб, 900 человек из регионов, 7,5 тысячи из федеральных и региональных кадровых резервов. Для онлайн-обучения мы будем отдельно разворачивать платформу, а все курсы, созданные за счет бюджетной субсидии, в перспективе будут доступны каждому гражданину РФ», — комментирует в интервью газете «Коммерсантъ» от 28 февраля 2019 года научный руководитель курса, вице-президент Центра стратегических разработок Мария Шклярук. Она также подчеркивает важность формирования иного стиля мышления («платформенная логика») госслужащих — лидеров цифровой трансформации и параллельного обновления инфраструктуры.

Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) совместно с Агентством стратегических инициатив, Университетом НТИ «20.35», Минвостокразвития и Минкомсвязи с конца 2018 года запустил программу CDO для госслужащих. Программа, изначально предназначенная для чиновников Дальнего Востока, привлекала команды из разных регионов страны. Сначала участники знакомились с новейшими технологиями сбора, использования, анализа и защиты данных, возможностями нейронных сетей, машинного обучения, программного обеспечения для обработки данных. Затем собирали данные о реальных процессах, анализировали и выстраивали систему управления на их основе. Первый модуль программы завершился презентацией проектов, самым интересным и амбициозным из которых признана проактивная система раннего предупреждения онкозаболеваний на основе big data.

В целом в 2019 году в регионах страны при участии Университета НТИ «20.35» на базе вузов планируется открыть от пяти до десяти центров компетенции с программами CDO для госслужащих, в которых обучат пять тысяч чиновников. Отбор кандидатов для обучения будет произведен по оценке потенциала к data-аналитике, организаторских способностей, лидерских качеств и т. п.

Еще один пример — совместный курс Института управления и социально-экономического проектирования РЭУ им. Г. В. Плеханова и Российской ассоциации криптоиндустрии и блокчейна. За неделю госслужащие осваивают основы блокчейна, искусственного интеллекта и big data. Очередной поток запланирован на период 15–20 апреля с возможностью обучения в очном и дистанционном форматах.

И все это первые ласточки. С учетом потребности в повышении квалификации госслужащих подобные программы будут множиться.

Процессный подход — естественный отбор кадров

Процессный подход — неотъемлемая часть цифровой трансформации госуправления. Сейчас он практически отсутствует в госструктурах. В докладе ЦСР отмечается, что результатом станет государство в формате «приложения для смартфона» / иного персонального гаджета будущего. «Все внутренние процессы будут происходить мгновенно, что приведет к переопределению зон компетенции ведомств, сокращению ряда госорганов, к оперативному удовлетворению потребностей пользователя госуслуг. Широкое внедрение полноценного процессного управления потребует децентрализации системы управления. Эффективно выстроенный процесс предполагает субсидиарность — перенос оперативных решений на самый низкий иерархический уровень, на котором они технически могут быть приняты. Более того, процессы предполагают возможность „бесшовного взаимодействия“ низовых исполнителей процесса, относящихся к разным функциональным подразделениям и даже ведомствам. <...> Результаты деятельности чиновника не передаются вверх по вертикали, а являются входами для следующего процесса в цепи создания ценности для внешнего потребителя. Свыше 50 процентов деятельности в государственном секторе уже в ближайшее время может быть выстроено в процессном формате, что позволит сместить центр тяжести в модели государственного управления с функционального на процессный подход», — указано в докладе ЦСР.

Очевидно, что реализация платформенного подхода оставит не у дел тех, кто не готов к изменениям.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.