Журнал «Метод», № 3 • 2018 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Цель — прежняя, система — новая

«Метод» № 3 • 2019

Свежий номер «Метода»
Читать

Запущен современный механизм оздоровления экологии

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89‑ФЗ в новой редакции от 29 июля 2018 года представляет собой базовую программу для запуска современного механизма оздоровления экологии в сфере накопления, вывоза, переработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов. Сердце этого механизма — экостандарт, который предусматривает увеличение перерабатываемой и сокращение захораниваемой части отходов, а также создание высокотехнологичной отрасли промышленности по утилизации отходов. Система пошагово начнет работать с 1 января 2019 года. По оценкам экспертов, процесс может занять от пяти до десяти лет.

Елена НЕПОМЯЩАЯ

По острию лезвия

В новой редакции документа (№ 89‑ФЗ) целеполагание осталось без изменений: «...закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здо­ровье человека и окружающую среду, а также вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья». Принципиально новыми являются статьи, обязывающие региональные власти начать пошаговый переход к новой системе обращения с отходами.

Первый шаг — регионы должны разработать территориальные схемы по обращению с отходами, и, по информации Департамента Росприроднадзора по СЗФО, практически все уже разработали.

56_2.png

Основные трудности, отмечает заместитель председателя Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга Кирилл Пащенко, представлял «сбор данных, наличие которых в территориальной схеме предусмотрено нормами действующего законодательства». Другими словами, в регионах не хватает достоверной информации о рынке вторсырья: о сборщиках и потребителях ТКО, количестве и адресах источников накопления отходов и предприятий по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов.

Эксперты, анализируя готовые территориальные схемы по обращению с отходами, акцентируют внимание на опасной тенденции: в ряде случаев в схемах де-факто закрепляется приоритет захоронения отходов над переработкой. Это значит, что регионы планируют больше строить полигоны и закупать мусоросжигательные установки, чем создавать высокотехнологичные перерабатывающие комплексы.

Второй шаг в создании новой системы в регионе — выбор на конкурсной основе регионального оператора, отвечающего за весь цикл обращения с ТКО. По закону, региональным оператором может быть как индивидуальный предприниматель, так и юридическое лицо. Сфера его деятельности — сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение ТКО, срок деятельности — не более чем 10 лет. В течение этого срока он может быть лишен своего статуса на основании Правил обращения с ТКО (постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156).

Взаимодействие регионального оператора с собственниками отходов — физическими и юридическими лицами, в том числе с управляющими компаниями многоквартирных домов, осуществляется на основании публичных договоров на оказание услуг по обращению с отходами (Типовой договор — в приложении к постановлению Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156).

При выборе регионального оператора основные сложности возникают в связи с процедурой проведения конкурса. Например, в Петербурге борьба за рынок мусоропереработки, объем которого в ближайшие годы составит, по оценкам экспертов, 80 миллиардов рублей, проходила в несколько этапов. В частности, в мае Арбитражный суд признавал незаконными действия Комитета по благоустройству Петербурга по проведению конкурса, итоги которого были подведены в январе (победителем конкурса было объявлено ГУП «Завод МПБО-2»). Однако по итогам всех разбирательств региональным оператором все-таки признано ГУП «Завод МПБО-2».

Третий шаг — уполномоченные органы исполнительной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления должны установить единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с отходами: на обработку, обезвреживание и захоронение ТКО.

В этом вопросе власти предстоит пройти по острию лезвия: с одной стороны, тариф должен гарантировать финансовую стабильность оператора, с другой — стимулировать оператора и собственника мусора к раздельному сбору ТКО. Вместе с этим тариф должен компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечить экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и инвестированного капитала оператора.

Правительство РФ, нивелируя возможный рост затрат населения на реализацию новой системы, приняло постановление (от 29 июня 2018 года № 758), по которому снижена ставка платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО IV класса опасности (малоопасные). Снижение семикратное: с 663,2 рубля до 95 рублей в 2018 году с последующим плавным повышением на 15% в течение семи лет — до 791,3 рубля в 2025 году.

Лицензирование и контроль

Система лицензирования для предприятий, осуществляющих работы по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I–IV классов опасности, изменена с 1 июля 2016 года: все фирмы, работающие в этой сфере, обязаны получать лицензию. До 1 июля 2016 года лицензированными видами деятельности считались размещение и обезвреживание отходов.

Что касается государственного контроля, то, по информации Департамента Росприроднадзора СЗФО, «надзор за объектами размещения отходов, за предприятиями, осуществляющими сбор, транспортирование, обработку, размещение и утилизацию отходов, осуществляют территориальные органы Росприроднадзора. В настоящий момент за нарушение требований при обращении с отходами производства и потребления предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ».

56_3.png

На конкретном языке цифр это выглядит так: физическое лицо может быть наказано штрафом на сумму от одной до двух тысяч рублей; должностное лицо — от 10 тысяч до 30 тысяч рублей; предприниматель без образования юридического лица — от 30 до 50 тысяч рублей или административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток; юридическое лицо -— от 100 до 250 тысяч рублей или административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток. Кроме того, собственнику земельного участка, который не защищает землю от негативного воздействия (часть 2 статьи 8.7 КоАП РФ), грозит штраф на сумму от 400 до 700 тысяч рублей.

Если речь идет о длительном систематическом нарушении предприятием требований природоохранного законодательства, департамент Росприроднадзора может направить материалы в суд для приостановления деятельности предприятия-нарушителя.

Создание отрасли по переработке отходов: препятствия и надежды

Новая система обращения отходов требует создания полноценной отрасли по переработке вторсырья.

«Россия пока критично отстает от развитых стран по уровню выборки и вторичной переработки отходов: 10–30% против более чем 60% в странах Западной Европы, США, Японии», — пишет ведущий аналитик института «Центр развития» НИУ ВШЭ Анна Волкова в работе, посвященной рынку утилизации отходов.

Основные факторы, влияющие на рынки вторичного сырья: изменчивая динамика цен на первичные материалы; стагнация спроса на конечную продукцию (продукты переработки); изменения и доработки, вносимые в природоохранное законодательство; повышение рублевой стоимости импортного вторичного сырья; нехватка сырья для переработки. Последний фактор является ключевым препятствием для развития рынка утилизации отходов, поскольку для эффективного бизнеса нужны стабильные объемы поставки исходного сырья. А это, в свою очередь, прямое следствие отсутствия системы раздельного сбора мусора и нехватки сортировочных мощностей. «Кроме того, до недавнего времени отсутствовали экономические и законодательные стимулы для повышения объемов вовлечения отходов в хозяйственный оборот. При этом полезное использование отходов — по сути, единственное решение мусорной проблемы». Такие выводы Анна Волкова сделала на основе анализа массива статистических данных о рынке переработки отходов, который приведен в исследовании.

В частности, в 2016 году в России образовалось 5,4 миллиарда тонн промышленных и бытовых обходов; вклад отрасли по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов в ВВП составил 0,08%. За последние 10 лет количество отходов выросло в 1,5 раза, а за 2015 год — на 7%. При этом уровень их полезного использования увеличился с 40% в 2006 году до 60% в 2016 году.

«Несмотря на положительную динамику, вовлечение отходов в хозяйственный оборот нельзя расценивать как удовлетворительное, — считает Анна Волкова. — Большая часть официальных данных иллюстрирует ситуацию с промышленными отходами. В основном это отходы от добычи полезных ископаемых, относящиеся к V классу опасности. Здесь же наиболее высока доля повторного использования отходов (свыше 60%)». На долю обрабатывающего сектора приходится 10% отходов всех классов опасности.

Ситуация с отходами потребления принципиально иная: утилизируется не более 10–30% отходов в зависимости от ценности фракции для рынка. Согласно официальным данным, процент утилизации стеклянной тары превышает 90%, отходов шин и покрышек — 78%. Однако, если ориентироваться на экспертные расчеты, картина складывается менее оптимистичная.

В структуре отходов потребления значимую часть составляют пищевые — около 35% ТБО, или 17 миллионов тонн, но их полезное использование развито слабо, в первую очередь из-за отсутствия системы раздельного сбора мусора.

С точки зрения стоимости вторичного сырья и спроса на него, крайне привлекательным для переработчиков является рынок пластиков, хотя и он стагнирует из-за отсутствия отлаженной системы сбора полимерных отходов.

Для власти и бизнеса должен быть интересен такой параметр, как коэффициент извлечения, характеризующий объем сбора отходов по отношению к объему образования. По макулатуре он составил 27% (то есть из 12 миллионов тонн пригодного для переработки бумажного сырья было собрано чуть более 3 миллионов тонн), по стеклу — 28%, по пластику — 10–15%. Объем сбора резиносодержащих отходов — 13% от суммарного объема образования. При этом в 2017 году на экспорт было отгружено 11% от собранного в РФ макулатурного сырья и 3% других отходов. В то же время импортируется 14% резиновой крошки, 5–6% стеклобоя и пластика.

Тем не менее Анна Волкова считает, что в последние несколько лет прослеживаются позитивные тенденции в развитии рынка утилизации отходов. Во-первых, растет уровень сбора по отдельным видам отходов. Во-вторых, изменяется система сбора и сортировки отходов: в 2012 году более 75% отходов для переработки были результатом «ручного труда», в 2016 году — менее 50%. Также выросла доля промышленных отходов, принимаемых на переработку предприятиями, которые развиваются за счет отечественного и иностранного капитала.

Требуется экономическая заинтересованность

По мнению аналитиков, в Закон № 89‑ФЗ следует внести конкретику по нескольким вопросам. В частности, должна быть прописана форма участия органов местного самоуправления в организации новой системы по обращению с ТКО, а также указаны источники финансирования строительства объектов инфраструктуры, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов. Должны быть прописаны и условия обязательного введения дифференцированных тарифов на услуги операторов.

Говоря о положительных тенденциях, эксперты отмечают, что в 2017 году Минприроды внедрило институт расширенной ответственности, который позволил собрать за год более 1,33 миллиарда рублей.

Кроме того, правительство установило запрет на захоронение отдельных видов отходов: с 2018 года запрещено захоронение черных и цветных металлов, отходов, содержащих ртуть; с 2019-го — отходов бумаги, картона и бумажной упаковки, шин и покрышек, полиэтилена и полиэтиленовой упаковки, стекла и стеклянной тары; с 2021‑го — компьютерной и оргтехники, аккумуляторов и бытовых приборов. Всего 182 пункта.

Надо также сказать, что, по информации пресс-службы Федеральной антимонопольной службы (ФАС), в ведомство поступили предложения по введению обязательной дифференциации единого тарифа на услугу регионального оператора по видам твердых коммунальных отходов (сортированные, несортированные) в случае принятия субъектом РФ решения о внедрении раздельного сбора (накопления) ТКО на своей территории. ФАС направила соответствующий доклад в правительство.

Что касается вопроса раздельного сбора мусора, то, по мнению члена Комитета Государственной думы по экологии и охране окружающей среды Александра Фокина, это возможно только при наличии эффективных экономических стимулов, которые действуют на всех участников системы обращения, или другими словами: «Требуется экономическая заинтересованность. И тут необходимы решения, которые должны приниматься на федеральном уровне».

В частности, в России из всех направлений, связанных с переработкой ТБО, лучше других развивается переработка макулатуры, которая составляет примерно 40% ТБО. Положительный тренд подтверждает и факт работы на нашем рынке крупных транснациональных компаний: Huhtamaki, Knauf и SCA. Но и тут есть проблема: медленно внедряется система расширенной ответственности производителей за утилизацию упаковки. Эта система предполагает, что производитель и импортер товаров принимают на себя ответственность за утилизацию выпущенной или ввезенной продукции в конце ее жизненного цикла.

Депутат считает, что сегодняшние нормативы не стимулируют предприятия на утилизацию упаковки:

— В странах с наиболее развитой системой сбора вторичных отходов (Германия, Бельгия, Австрия), — говорит Александр Фокин, — производители товаров покрывают сто процентов расходов на сбор и утилизацию упаковки со стороны муниципальных властей и компаний, занимающихся сбором и переработкой. В России установлен самый низкий уровень уплачиваемого экологического сбора со стороны товаропроизводителей среди всех существующих систем расширенной ответственности производителей в мире.

У Кирилла Пащенко иное мнение относительно мер экономического стимулирования, в частности регионального оператора: «...мерой экономического регулирования деятельности регионального оператора, в том числе в части поэтапного внедрения системы раздельного сбора, является единый тариф. Сказанное выше в равной мере относится и к потребителям — ТСЖ, ЖСК, сетевым магазинам и другим». Он также считает, что все необходимое уже есть в законе: «Действующее законодательство предусматривает возможность применения двух способов учета объемов ТБО при заключении договоров между региональным оператором и собственниками твердых коммунальных отходов. Выбор конкретного способа учета определяется региональным оператором в зависимости от категории собственника ТБО и указывается в типовом договоре на оказание услуг».

В то же время председатель правления ОАО «Отраслевой оператор по обращению с отходами» Дмитрий Тукнов полагает, что у россиян нет привычки к раздельному сбору мусора и невозможно заставить человека сортировать ТБО, если рассчитывать исключительно на его сознательность. «Вторичное сырье должно быть востребовано, и, кроме того, не житель дома должен платить управляющей компании за сбор ТБО, как сейчас, а наоборот, ему должны платить, как это было в худо-бедно существовавшей в СССР системе сбора утиля».

Waste-to-Energy: отходы превращаются в энергию

— Мировая тенденция в обращении с отходами Waste-to-Energy означает получение из отходов электрической и тепловой энергии, поскольку калорийность ТКО всего лишь в два раза меньше в сравнении с бурым углем, — отмечает академик РАН Сергей Алексеенко. — Однако никакая технология не решает проблему утилизации отходов как в экологическом плане, так и по экономике. Общепризнанный подход — создание комплексной системы обращения с отходами. Существует множество схем создания таких систем в зависимости от специфики регионов.

По словам ученого, сегодня к основным методам обращения с отходами относят: компостирование, переработку во вторичное сырье, термическую переработку с генерацией тепловой и электрической энергии и захоронение на полигонах обеззараженных отходов.

В настоящее время из всех образующихся ТКО термическим методом перерабатываются в Японии — 75%, Норвегии — 57%, Дании — 54%, Швеции — 51%, Швейцарии — 50%, Германии — 37%. При этом значительная часть перерабатывается во втор­сырье — от 31 до 45% и практически ничего не идет на захоронение.

В среднем по ЕС сжигается 23% ТКО, 26% перерабатывается во вторсырье, 14% компостируется и 37% отправляется на полигоны, но только в обезвреженном виде.

Компоновать разнообразные системы обращения с отходами ученые предлагают по модульному принципу с учетом новых технологий, которые они уже разработали или продолжают разрабатывать сегодня. Ряд таких технологий Сергей Алексеенко представил на VI Международном форуме и выставке технологического развития «Технопром-2018» (состоялся в Новосибирске 27–29 августа), где они были приняты с энтузиазмом. Во-первых, академик презентовал технологию автоматической предварительной сортировки, которая входит в проект федеральной целевой программы «Разработка программно-технических решений по созданию экологически и экономически эффективной технологии сортировки твердых бытовых отходов на основе искусственных нейронных сетей и экспериментального образца сортировочного комплекса для твердых бытовых отходов на базе создаваемой технологии».

Во-вторых, он рассказал о комплексной районной тепловой станции (КРТС). Технология термической переработки отходов предусматривает следующие процессы: прием и хранение отходов под разрежением; сжигание отходов во вращающейся печи при температуре 850–950 С0; дожигание дымовых газов в вихревом дожигателе при температуре 1100–1300 С0; утилизацию высокопотенциального тепла в котле-утилизаторе; многоступенчатую очистку дымовых газов методом щелочной абсорбции; утилизацию низкопотенциального тепла тепловыми насосами. Ученые подготовили и технико-экономические показатели заводов с номинальной производительностью 50–150 тысяч тонн в год.

Затем была представлена плазменная переработка отходов, которая предполагает плазменную газификацию с получением синтез-газа, сжигаемого либо в котле-утилизаторе, либо в газовой турбине с последующей выработкой электроэнергии. И наконец, Сергей Алексеенко рассказал о комплексе технологий очистки воды и газов, а также утилизации низкопотенциального тепла для систем переработки отходов. В комплексе использованы: тепловые насосы; вихревые скрубберы для мокрой очистки уходящих газов; установки мгновенного вскипания для очистки загрязненной воды и метод конверсии органического сырья в сверхкритической воде.

P. S.

Согласно данным Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, свыше 30 миллиардов тонн отходов накоплено в результате прошлой хозяйственной и иной деятельности. По итогам инвентаризации территорий выявлено 340 объектов накопленного вреда окружающей среде, являющихся источником потенциальной угрозы жизни и здоровью 17 миллионов человек. Увеличивается количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а размещаются на полигонах и свалках, что приводит к выводу продуктивных сельскохозяйственных угодий из оборота. Около 15 тысяч санкционированных объектов размещения отходов занимают территорию общей площадью примерно 4 миллиона гектаров, эта территория ежегодно увеличивается на 300–400 тысяч гектаров.

По информации Федеральной службы государственной статистики, в 2005 году в России зафиксировано образование порядка 3 миллиардов тонн отходов, в 2015 году — 5,06 миллиарда тонн, то есть за 10 лет показатель вырос на 69%. К тому же ежегодно количество отходов производства и потребления увеличивается на 7–10%.

Очевидно, данная проблематика требует пристального внимания со стороны органов власти, регионов, отраслевых компаний и каждого из нас.

31 декабря 2017 года Президент России подписал Закон № 503‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации». А в начале июня 2018-го Владимир Путин заявил, что до 2024 года надо построить 200 современных заводов по переработке мусора.

Между тем сейчас в России действуют 117 предприятий по сжиганию отходов, и лишь 38 заводов работают по сравнительно современным технологиям. А ведь ежегодно страна производит десятки миллионов тонн отходов. Проблема в том, что десятки тысяч мусорных полигонов в России работают

всерую, часть их криминализована. В этой связи президент возложил на правительство и профильное ведомство, а также вице-премьера Алексея Гордеева личную ответственность за решение вопросов утилизации отходов. На данный момент, по словам Гордеева, правительство завершает создание информационного портала «Наша природа», где граждане смогут проследить, как работает программа по утилизации отходов.

В распоряжении правительства от 25 января 2018 года говорится, что в европейских странах — лидерах отрасли утилизации и обезвреживания всех видов отходов доля отходов, вовлеченных в повторное производство, составляет 80–87%. Одна из основных причин отставания Российской Федерации в реализации процессов обработки и дальнейшей утилизации отходов заключается в отсутствии организованной эффективной системы раздельного сбора отходов (как в жилом секторе, так и на предприятиях), а также последующей обработки, утилизации и обезвреживания таких отходов в промышленном масштабе, вовлечения утильных фракций в хозяйственный оборот.

Среди отходов не самым прибыльным, но наиболее доступным сырьем является макулатура. По этой причине макулатурный рынок — флагман российской отрасли утилизации отходов, занимает второе место по емкости после рынка лома

Академик РАН Сергей Алексеенко в 2018 году удостоен Международной премии «Глобальная энергия» за подготовку теплофизических основ для создания современных энергетических и энергосберегающих технологий и их применения при модернизации электростанций, мусороперерабатывающих предприятий, а также за разработку концепции охлаждения различных систем, от мощных вычислительных

до атомных электростанций.

Сводная таблица показателей российской отрасли обращения с отходами

Показатель

2012

2013

2014

2015

2016

Образование отходов

Объем образования, млн т

5,01

5,15

5,17

5,06

5,44

Изменение объемов образования, %

16,40

2,90

0,30

—2,10

7,50

Структура образования отходов по классам опасности

Неопасные отходы (V класс опасности), млн т

4,89

5,03

5,05

4,95

5,34

Опасные отходы (I–IV классы опасности), млн т

0,11

0,12

0,12

0,11

0,10

Доля опасных отходов в общем объеме образования, млн т

2,20

2,30

2,30

2,20

1,80

Обращение с отходами

Размещение (хранение и захоронение), млн т

2,92

4,95

2,95

2,33

2,62

Использование и обезвреживание, млн т

2,35

2,04

2,36

2,69

3,24

в т. ч. использование, млн т

Н. д.

Н. д.

2,34

2,67

3,23

Изменение объемов использования и обезвреживания, %

18,00

—13,00

15,30

13,90

20,80

Отношение использованных и обезвреженных отходов к объему образования, %

46,90

39,60

45,60

53,20

59,60

Источник: Росприроднадзор.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.