Как технология блокчейн поможет улучшить систему государственного заказа? Об этом, а также о многом другом - в материале журнала «Бюджет» с форума «ГОСЗАКАЗ — ЗА честные закупки».
По традиции Всероссийский Форум-выставка «ГОСЗАКАЗ — ЗА честные закупки», который проводился уже в 14-й раз, собрал на своей площадке руководителей федеральных органов власти, заказчиков и поставщиков, глав госкорпораций, крупнейших российских компаний, руководителей регионов, ведущих экспертов и общественников. Главной темой, вынесенной на обсуждение участников мероприятия, стала цифровизация закупочной системы РФ.
Мир развивается столь стремительно, что реализация экономических и финансовых процессов в цифровом формате становится данностью, а не просто ближайшей перспективой. Судите сами. Еще не успели перевести в электронный формат все государственные закупки, как эксперты заявляют о том, что сама по себе электронизация закупочных процессов без полной его оцифровки, без использования современных технологий, таких как блокчейн, смарт-контракт, — это шаг во вчерашний день. Действительно ли это так? Действительно ли технология распределенного реестра так необходима при работе с законами № 44‑ФЗ и № 223‑ФЗ? И самое, пожалуй, важное: готова ли российская закупочная система к переходу в новую эру цифрового регулирования? Ответить на эти вопросы было предложено спикерам пленарного заседания «20 лет закупкам в России: фундамент для искусственного интеллекта создан?».
Верим в технологию блокчейн
По мнению директора форума-выставки, модератора пленарного заседания А. А. Садофьева, технология распределенного реестра уже просто необходима в работе в правовом поле законов № 44‑ФЗ и № 223‑ФЗ. Сегодня, чтобы провести ту или иную закупочную процедуру, заказчики должны перелопатить большое количество нормативных правовых актов, еще большее количество документов заполнить и т. д. Те инструменты, о которых идет речь, помогут избежать в том числе и этой рутинной работы.
Председатель Внешэкономбанка С. Н. Горьков[1] согласился с модератором, что и в государственных закупках, и в корпоративных актуален вопрос эффективности закупочного процесса. «Однако к закупкам в том виде, в котором они осуществляются сейчас, сложно прибавить искусственный интеллект», — констатировал Горьков. Искусственный интеллект можно использовать только тогда, когда есть некая платформа, а внедрять его в систему, где имеют место бумажные документы, разрозненные электронные файлы, бессмысленно. Поэтому вопрос повышения эффективности закупок уже сегодня нужно решать через призму новой технологической революции. «В связи с переходом системы госзакупок на цифровые платформы нужно менять и отечественную регуляторику, — полагает Горьков. — Мы верим в технологию блокчейн применительно к госзакупкам и госконтрактам. Недавно, например, мы ее успешно апробировали в Новгородской области. И увидели, что все вопросы, касающиеся закупок, решаются очень быстро, четко и ясно».
Цифровой рубль для закупок
Известный экономист, академик РАН, советник Президента РФ С. Ю. Глазьев полностью поддержал предыдущего спикера в отношении того, что внедрение блокчейн в систему закупок позволит получить качественно новый эффект. Он также назвал главные источники повышения эффективности. Это, конечно же, формирование пространства доверия. Сегодня на проверку достоверности информации участников закупки уходит очень много времени. Блокчейн действительно позволит обеспечить и прозрачность государственных закупок, и защиту, с одной стороны, государства от мошеннических действий, с другой — бизнеса от невыполнения государством своих обязательств.
Глазьев предложил в систему блокчейн погрузить информационные технологии денежного обращения. «Наша идея, которую мы сейчас отрабатываем с Московским госуниверситетом, заключается в том, чтобы без майнинга, без сложных криптоалгоритмов обеспечить так называемое окрашивание денег, — раскрыл планы спикер. — То есть каждый рубль, который проходит через в данном случае систему госзакупок, будет иметь определенный индекс, по которому можно будет видеть, где эти деньги циркулируют. И до тех пор, пока они не уйдут в общее экономическое пространство через заработную плату, налоги и так далее, контролирующие органы могут наблюдать движение денег по всем каналам госзакупок в онлайн-режиме». Кроме того, по словам Глазьева, система может блокировать несанкционированное использование средств, выделяемых на закупки. «Создание такого цифрового рубля в сфере госзакупок — это самая настоящая революция в системе денежного обращения», — считает эксперт. Полушутя-полусерьезно он предложил все деньги, которые проходят через Казначейство России, помечать буквой «к». «Так мы предотвратим их отправку на иностранные счета и в офшоры», — считает Глазьев.
Новая жизнь контрактной системы
По мнению заместителя министра финансов России А. М. Лаврова, в сфере закупок сделано уже немало: сформирована регулятивная база, создана уникальная единая информационная система, идет подготовка к переводу всех закупок в электронный формат. Все это позволяет не в абстрактных рассуждениях, а на практике ставить вопрос о внедрении более современных технологий.
Вместе с тем замминистра указал на то, что параллельно с глобальными темами о возможности внедрения современных технологий в сфере закупок необходимо решать более мелкие и вместе с тем насущные вопросы, которые осложняют жизнь заказчикам и поставщикам. Так, в Правительство РФ внесен законопроект о том, чтобы исключить из поля действия законов № 44‑ФЗ и № 223‑ФЗ покупку долей в иных юридических лицах, в инвестиционных товариществах государственными акционерными обществами и госкомпаниями. По мнению Лаврова, применение конкурентных процедур в данном случае выглядит странно.
Еще одно изменение касается списания гарантий по мере исполнения контрактов. По словам спикера, это очень полезный механизм, который нужно было внедрить уже давно. «Таких мелких проблем, которые необходимо устранять, очень много, — отметил замминистра. — Депутаты Государственной думы часто нас критикуют за эти многочисленные правки, однако, на наш взгляд, закрывая существующие пробелы в действующем законодательстве, мы устраняем препятствия для решения более глобальных задач, например реализации принятых в конце прошлого года федеральных законов № 504‑ФЗ и № 505‑ФЗ». Спикер напомнил, что реализация последних предполагает принятие большого числа подзаконных актов: 22 по 44‑ФЗ и 8 по 223‑ФЗ. Он выразил надежду, что в текущем году будут введены все запланированные новации и с 2019 года начнется новая жизнь контрактной системы в электронном информационном поле.
Лавров сообщил, что в течение двух лет Министерство финансов РФ планирует сформировать 28 разделов каталога товаров, работ и услуг, охватывающих основные товарные группы. На сегодняшний день есть два функционирующих раздела, куда внесено около 40 тысяч позиций. Также он рассказал о том, что регулятор прорабатывает вопрос о переходе от двух документов в сфере контрактной системы (плана закупок и плана-графика закупок) к единому операционному функциональному документу. «Сейчас идет обсуждение, как будет проходить наполнение этого документа — через коллективное решение рабочих групп и комиссий или нужно будет передавать полномочия заказчику и только потом с помощью всех контрольных, контрольно-счетных органов оценивать, насколько хорошо были сформированы эти заявки», — прокомментировал планы ведомства замминистра.
Цифровизация упростит систему закупок
По мнению аудитора Счетной палаты М. С. Рохмистрова, технологически мы подошли к тому, что уже появились алгоритмы решения проблем Закона № 44‑ФЗ. Например, проблему с фирмами-однодневками можно решить с помощью автоматизированной системы ФНС, которая позволяет получить всю необходимую информацию о том или ином контрагенте в считаные минуты. Вопрос в другом: используется ли этот ресурс?
Также аудитор обратил внимание на сложность законодательства о закупках. В качестве подтверждения он рассказал, что в 2017 году Минфин России, Минэкономразвития России, Федеральное казначейство, ФАС дали более тысячи разъяснений по обращениям непосредственных исполнителей законодательства о закупках. И самое интересное: порой в этих разъяснениях содержалось разное толкование норм законодательства о контрактной системе.
Рохмистров критиковал систему госзаказа и из-за того, что участникам закупок приходится формировать десятки документов: по данным Счетной палаты, в среднем около 20. В отдельных случаях их число может увеличиваться до 80. Для работы с такими объемами специализированных документов поставщикам приходится привлекать соответствующих специалистов, заниматься их обучением, платить зарплату. Все эти траты поставщик закладывает в цену, и в результате государство закупает товары, работы, услуги дороже, чем они обходились бы негосударственному заказчику. Удорожание, по оценке аудитора, составляет порядка 30%. По мнению Рохмистрова, новые технологии и цифровизация закупок позволят упростить взаимоотношения между заказчиком и поставщиком, свести их к нажатию одной кнопки.
На повестке дня — блокчейн
«Мы стоим перед большой технологической революцией, которая может позволить нам существенным образом поднять эффективность, конкурентность госзакупок и закупок госкомпаний», — уверен заместитель руководителя ФАС России Р. А. Петросян. Автоматически возникает вопрос: готова ли к столь высокотехнологическим преобразованиям ЕИС? Этот вопрос был адресован руководителю Федерального казначейства Р. Е. Артюхину.
«Технология блокчейн, о которой мы сегодня говорим, пока не имеет промышленной реализации, — отметил глава казначейства. — Назовите мне сделки, заключенные на рынке с помощью этой технологии. Их пока нет. Развитие ЕИС мы видим в следующей последовательности: ждем от рынка совершенствования и масштабирования этих технологий и, конечно же, виртуальную платформу, которая позволит интенсифицировать процесс госзакупок и сделать его более комфортным и эффективным», — озвучил планы ведомства его руководитель.
Для того чтобы вплотную подойти к внедрению современных технологий, по мнению спикера, уже приняты важные решения. С 1 июля заказчики смогут проводить закупки в электронном формате, пока в добровольном порядке, а с 1 января 2019 года все без исключения контракты будут заключаться исключительно на цифровой платформе, то есть контракты на бумаге навсегда уйдут в прошлое. «Следующий шаг в развитии ЕИС — это типизация и стандартизация условий выполнения госзакупочных контрактов, — заявил глава Федерального казначейства. — Все условия контрактов должны быть понятными, вменяемыми и независимыми от воли соответствующих заказчиков». Артюхин отметил, что в контрактных отношениях существует немало негативных аспектов: идут задержки по оплате, многие условия контрактов не выполняются и т. д. В связи с этим он полагает, что необходимо дальше «опрозрачивать межзакупочные отношения». Кроме того, подчеркнул глава казначейства, в системе государственных закупок необходимо урегулировать и вопрос ценообразования.
О. В. ИЗУТОВА
Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.
Налоговое планирование. Изменение законодательства.
Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.
Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.
Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.