Журнал «Метод», № 2 • 2018 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Найти деньги на развитие: опыт Москвы

Министр правительства столицы Владимир Ефимов - о мобилизации доходов и инвестициях

Игорь Иванов
13.09.2018

«Метод» № 3 • 2019

Свежий номер «Метода»
Читать

Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы Владимир Ефимов рассказывает об опыте столицы, связанном с мобилизацией доходов и инвестициями в дальнейшее развитие.

— Владимир Владимирович, в марте сообщалось, что доходы бюджета Москвы впервые превысили 2 триллиона рублей. Аудитории нашего журнала было бы интересно узнать об опыте Москвы, связанном с мобилизацией налоговых и неналоговых поступлений. Какие именно меры позволили добиться таких результатов? И насколько они применимы в других субъектах Российской Федерации?

— Действительно, в 2017 году бюджет Москвы впервые достиг рекордной отметки в 2 триллиона рублей. За последний год прирост налоговых доходов составил 14,6 процента, или порядка 230 миллиардов рублей. Столкнувшись в 2013 году с серьезными проблемами, город полностью пересмотрел свою бюджетную и налоговую политику. Мы мобилизовали доходы и оптимизировали расходы. Отмечу несколько ключевых проектов, опыт реализации которых может быть использован регионами.

Во-первых, это переход к налогообложению от кадастровой стоимости объектов торгово-офисной недвижимости. Он потребовал оперативной перестройки, отработки механизмов администрирования. В результате сложной работы прирост доходов бюджета за 2014–2017 годы составил около 92 миллиардов рублей. В 2017 году дополнительные сборы по налогу на имущество организаций составили 32,7 миллиарда рублей. Это на треть больше результатов 2016 года.

Во-вторых, начиная с 2015 года в Москве были реализованы мероприятия по администрированию фиксированного обязательного платежа для предпринимателей в сфере торговли. Они включали в себя правила установления торгового сбора, обработку и передачу сведений налоговым органам об объектах движимого и недвижимого имущества, используемого для осуществления торговли. В результате этой работы более 30 тысяч объектов было выведено из тени, а поступления в бюджет составили более 22 миллиардов рублей.

053.png

В-третьих, город создает простые и понятные условия ведения бизнеса, которые привлекают к участию в проектах малых предпринимателей. Например, мы разъясняем индивидуальным предпринимателям преимущества патентной системы. Популяризация этого режима налогообложения привела к тому, что поступления в бюджет от ПСН с 2013 года увеличились более чем в 9 раз и по итогам 2017 года составили 4,7 миллиарда рублей (+62,3 процента, или +1,8 миллиарда рублей относительно 2016 года. — Прим. ред.). Введение ПСН привело к росту числа индивидуальных предпринимателей. Сейчас в городе работают почти 300 тысяч индивидуальных предпринимателей, то есть каждый тринадцатый в России.

Таким образом, эти проекты стали источником дополнительного дохода для города, создали честную конкурентную среду и способствовали легализации бизнеса. Этот опыт может быть очень полезен регионам, и мы готовы им делиться.

— Москва вкладывает значительные ресурсы в развитие городской инфраструктуры, что в конечном счете также влияет на развитие предпринимательства и рост бюджетных доходов. Как происходит оценка эффективности подобных бюджетных инвестиций? Просчитываются ли разнообразные мультипликативные эффекты от таких вложений?

— Бюджетные инвестиции являются проводниками частных инвестиций. Наши расчеты показали, что каждый вложенный бюджетный рубль ведет к росту частных инвестиций на три рубля. Мы строим современную инфраструктуру для жизни и работы, а частные инвесторы оснащают эту базовую инфраструктуру сервисами — жилыми домами, офисными центрами, магазинами, ресторанами и кафе, развлекательными центрами, точками бытового обслуживания.

В качестве примера можно рассмотреть программу «Моя улица». Так, отремонтированные пешеходные зоны привели к притоку москвичей на улицы столицы, что в конечном счете увеличило вложения бизнеса в объекты торговли и услуг, общественного питания. Со своей стороны, город начал дополнительно стимулировать активность горожан и туристов через городские фестивали и мероприятия.

Эффективность программы даже превзошла наши ожидания. Создание удобной пешеходной инфраструктуры и полноценного календаря событийных мероприятий, как, например, «Московские сезоны», существенно увеличило приток горожан и туристов, в том числе в традиционно низкие для Москвы сезоны, периоды летних каникул и новогодние праздники. Сейчас основой событийного календаря являются десять масштабных московских фестивалей. Их в общей сложности в 2017 году посетило 62 миллиона человек.

Только от проведения одного, самого крупного мероприятия прошедшей зимы в Москве — международного фестиваля «Путешествие в Рождество 2017–2018» город заработал порядка 13,7 миллиарда рублей. А если говорить в целом, то поступления в бюджет Москвы от туризма и проведения фестивалей с 2010 года выросли в номинальных ценах в три раза, в сопоставимых ценах — на 79 процентов.

Городские инвестиции в инфраструктуру имеют ярко выраженный мультипликативный эффект. Примером тому является и программа развития московского метрополитена, и запуск МЦК, которые оживили развитие многих районов города.

054.png

Отдельного внимания стоит появление нового перспективного направления — строительство транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). В рамках создания таких объектов предполагается строительство жилой, коммерческой и торговой недвижимости, что означает новые рабочие места, дополнительные поступления в бюджет города. Уже завершились торги по 16 ТПУ. Прогнозируемый частный объем инвестиций превысит 113 миллиардов рублей. В этом году будет выставлено на торги еще десять проектов.

Ожидается, что в рамках более чем 250 ТПУ, которые планируется создать в городе, будет привлечено более триллиона рублей частных инвестиций.

— В Москве уделяют особое внимание внедрению электронных услуг, цифровизации взаимодействия с бизнесом: здесь столица, безусловно, является пионером. Какие меры в этой сфере позволили добиться наибольшего экономического эффекта для города? Каковы ваши дальнейшие планы по развитию цифровизации услуг, межведомственного взаимодействия?

— Информатизация и цифровизация — один из главных трендов развития современных мегаполисов. В Москве создано много сервисов для бизнеса. Можно подавать заявления на регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, оплачивать налоги в режиме онлайн, а 95 процентов услуг в строительстве полностью оказываются в электронном виде. В этом направлении Москва является одним из мировых лидеров в цифровизации государственных услуг.

Нами созданы специализированные порталы, которые облегчают деятельность и бизнесу, и госструктурам. Среди них Инвестиционный портал Москвы, на котором можно найти полную информацию о реализуемых инвестпроектах, узнать о мерах поддержки промышленности и льготах для инвесторов, получить доступ к единой торговой витрине столицы. За четыре года существования портал посетили более пяти миллионов пользователей.

Недавно на нем мы запустили еще один сервис — «Активный инвестор». Он позволит инвесторам подобрать площадку для реализации своего бизнес-проекта, просчитать заранее его стоимость, издержки и прибыльность. Или, например, Портал поставщиков, который предоставляет удобный сервис для государственных закупок и возможность экономить бюджетные средства, привлекательные не только для Москвы, но и для другим регионам.

Понятные и прозрачные правила участия бизнеса в закупках позволяют добиться высокой конкуренции и снижения начальных цен. В среднем в день на портале проходит 700 котировочных сессий, а среднее снижение максимальной стартовой цены составляет 20 процентов.

В планах — интеграция портала с контрактными системами других субъектов России. Это сделает рынок госзакупок еще более эффективным с точки зрения экономии бюджетных средств не только для Москвы, но и для других регионов. Столичная контрактная система остается самой передовой, и ее опыт необходимо распространять на другие регионы России.

— По итогам 2017 года Москва в очередной раз возглавила рейтинг регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства. Расскажите, пожалуйста, об интересных механизмах и направлениях сотрудничества города с инвесторами.

— Москва одной из первых в России начала развивать государственно-частное партнерство. Мы используем различные формы ГЧП — в зависимости от того, какая из них позволяет сбалансировать интересы города и частного бизнеса.

Например, контракты жизненного цикла мы применяем для закупки общественного транспорта, концессионные проекты используются для развития транспортной инфраструктуры. Есть льготная аренда городской недвижимости с инвестиционными обязательствами, а также корпоративная форма ГЧП и долгосрочные государственные контракты с инвестиционной составляющей.

Мы внедряем и новые формы ГЧП. В сентябре прошлого года был заключен первый офсетный контракт на сумму 14 миллиардов рублей. Он предусматривает создание современного высокотехнологичного производства важнейших лекарств и их последующую поставку в течение семи лет. Для города преимущества такой модели заключаются в появлении новых предприятий и, соответственно, рабочих мест для квалифицированных специалистов, дополнительных налоговых отчислений, а также в импортозамещении и снижении цены на лекарства за счет закупки большого объема. Поставщик-инвестор же получает долгосрочный гарантированный сбыт продукции, что позволяет снизить риски и повысить скорость окупаемости инвестиций.

Подготовил Игорь Иванов

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.