Журнал «Метод», № 2 • 2018 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Мэры в ночи

Как грамотно управлять ночным городом

«Метод» № 3 • 2019

Свежий номер «Метода»
Читать

При неграмотном управлении ночной город может прийти к одному из двух крайних состояний: с одной стороны — шумные и нетрезвые улицы, с другой — глухие аллеи, по которым страшно ходить. Если же найти правильный подход к ночной культуре города, она может стать важным конкурентным преимуществом как для туристов, так и для жителей. В том числе внести значительный вклад в городской бюджет и обеспечить дополнительные рабочие места.

Несмотря на очевидные выгоды, ночь часто воспринимается с опаской, как пышный букет городских проблем: преступность, алкоголизм, вандализм. У каждого города свой список. При таком подходе работа городских служб сводится к вопросам обеспечения безопасности и правопорядка. В то время как для решения дневных вопросов привлекаются все заинтересованные стороны и ведутся поиски взаимовыгодного решения, естественной реакцией на любую конфликтную ситуацию в темное время суток становятся запреты и ограничения.

Такой асимметричный подход усугубляется бюрократией и рядом экономических факторов, которые выдавливают ночную культуру из города или вовсе не дают ей сформироваться, что повышает риск возникновения пустынных и небезопасных районов. За последние 15 лет Лондон потерял 20% независимых музыкальных заведений из-за жалоб на шум, проблем с лицензиями и разрешениями, а также растущих в результате джентрификации цен на недвижимость. Администрация Сиднея запретила вход в ночные клубы в районе Кингс Кросс после 1:30 ночи с целью снижения количества инцидентов. В то же время это привело к закрытию 40 клубов, а пешеходный трафик во всем районе сократился на 82%. С теми же проблемами сталкивается и Нью-Йорк, где начинающим артистам становится все сложнее найти площадку для выступлений.

Среди работников городских администраций, как правило, мало людей в достаточной степени знакомых с особенностями ночной культуры города, ее организацией и потребителями. Отсюда и недостаток инструментария для налаживания диалога. Нелегко преодолеть этот барьер самостоятельно, без помощи сведущих людей. Так, еще в 2003 году в Амстердаме, испытывавшем упадок ночной культуры, появилась должность ночного мэра. Задача nachtburgemeester-а — способствовать развитию ночной экономики и культуры города, параллельно удовлетворяя интересы горожан и чиновников (которые предпочли бы, чтобы ее вовсе не было). Несмотря на непростую балансировку интересов спящих и бодрствующих горожан, ночному мэру Мирику Милану и его команде удалось добиться заметных результатов. Идеей тут же заинтересовались другие города, от Токио до Рио де Жанейро. На сегодняшний день похожие инициативы есть в Берлине (Club Commission, Музыкальный комитет), Лондоне (Night Czar, «царь ночи»), Париже, Нью-Йорке, Тулузе, Цюрихе и в ряде других городов.

Несмотря на известную открытость Амстердама или Нью-Йорка, ночные мэры все же сталкиваются с рядом препятствий. Одна из основных сложностей — убедить чиновников в том, что ночная жизнь города не останавливается на клубах и вечеринках. Задачу усложняет действующее законодательство. Ночным мэрам приходится находить нестандартные решения с учетом официального восьмичасового рабочего дня, городского зонирования, запретов на шум после 11 вечера, расписания мусороуборочных работ, регламентов по ночному освещению улиц и других ограничений.

Зачем это вообще нужно?

Вышеперечисленные города начали уделять серьезное внимание ночной культуре в том числе из-за высокого экономического потенциала этого зачастую неразведанного сектора экономики. Во-первых, он вносит существенный вклад в городской бюджет и создает дополнительные рабочие места: развивается не только непосредственно рекреационная сфера, но и поддерживающая ее инфраструктура (транспорт, уборка улиц, здравоохранение).

Во-вторых, развитая ночная культура города создает плодородную почву для креативной экономики. Многие музыканты, дизайнеры, художники по свету, архитекторы начинают свою карьеру в подобной экспериментальной среде, создают совместные проекты, которые впоследствии могут принести известность самому городу.

В-третьих, качественная ночная жизнь делает город привлекательным для молодых и амбициозных людей, что в свою очередь притягивает компании, заинтересованные в данном типе сотрудников, и может косвенно поспособствовать развитию стартапов. Естественно, все это в конечном счете положительно сказывается на туризме.

Чем занимаются ночные мэры?

В общих чертах цель ночных мэров — сделать города более оживленными и безопасными в темное время суток. Отсюда следует ряд непростых задач: оценка и стимулирование вклада ночной экономики в городской бюджет, упрощение процедуры лицензирования и получения разрешений, включение вопросов ночной культуры в общественную и политическую повестку. Далеко не на последнем месте стоят безопасность, освещение, городской шум, мусор в общественных пространствах, — вопросы, приобретающие особенно острый характер с наступлением темноты.

В манифесте ночных мэров Амстердама особо подчеркивается двоякая роль организации: формирование эффективного кластера ночной экономики и забота об интересах его участников. Независимые клубы, являющиеся незаменимой площадкой для начинающих музыкантов, нуждаются в юридической и лоббистской поддержке в условиях джентрификации и растущих цен на недвижимость. Еще одна острая тема — это трудовое законодательство, которое в одних странах ущемляет интересы работников, а в других — чрезмерно регулируется государством до такой степени, что владельцам баров и клубов становится невыгодно работать в ночное время.

Проекты и инициативы

За несколько лет существования инициативы в разных городах появились и доказавшие свою эффективность проекты. Наиболее яркие — в Амстердаме, главном популяризаторе движения.

На одной из самых оживленных в ночное время площадей Амстердама — Rembrandtplein (площадь Рембрандта) — недавно появились бригады молодых наблюдателей за порядком, своего рода посредники между полицией и отдыхающими горожанами. С одной стороны, они распространяют информацию о правилах поведения, напоминают горожанам о необходимости их соблюдения, мягко деэскалируют ситуацию в случае возникновения конфликта. С другой стороны, они могут порекомендовать, куда пойти, оказать первую помощь или просто подсказать, где ближайший общественный туалет. По словам ночного мэра города, к началу этого года количество инцидентов на площади снизилось на 25%, а количество жалоб от жителей окружающих домов — на все 30%.

Похожая инициатива — Lugna Gatan («Спокойная Улица») в Стокгольме. В некоторых районах города группы местных молодых людей стараются спокойно и уважительно предотвратить деструктивное поведение подростков. Ребята из проекта Good Night Out в Ванкувере в первую очередь оказывают помощь тем, кто не чувствует себя в безопасности: могут подождать с вами приезда автобуса или зарядить ваш телефон. Все эти инициативы предполагают сотрудничество с полицией и скорой помощью.

Одним из своих основных достижений бывший ночной мэр Амстердама считает концепцию 24-часовых лицензий. В городе уже появилось несколько заведений, которые днем работают в качестве кафе и рабочего пространства, а к вечеру преображаются в ночные и музыкальные клубы. Один из примеров — проект De School, располагающийся в бывшем здании школы, которое вмещает в себя не только клуб с обширной музыкальной программой, но и офисы молодых компаний, студии и ателье художников, ресторан, кафе, выставочный зал и даже спортзал. 24-часовые лицензии позволяют создать круглосуточные культурные пространства и подстроиться под ритм жизни разных групп людей: работающих в других часовых поясах, студентов, туристов.

Помимо работы с потребителями ночной культуры ночным мэрам необходимо налаживать диалог и с горожанами, которых клубы под окнами не всегда устраивают. В том же Амстердаме разработали новый способ сбора информации о «звуковом загрязнении» в дополнение к традиционным измерениям. С помощью приложения MoSART жители могут измерять свою звуковую среду. Приложение позволяет сохранить короткую аудиозапись (30–120 секунд), зарегистрировать уровень комфорта/дискомфорта, источник или характер звука, время и местоположение. В результате создается шумовая карта города. Новый источник данных позволяет получить более точную информацию о восприятии шума и добиться баланса между качеством мероприятий и качеством жизни.

Связь с системой городского управления

Чаще всего ночные мэры не включены в официальную систему управления и не обладают прямой политической властью. Они представляют собой некоммерческие организации, работающие с очень широким кругом заинтересованных лиц: владельцами клубов, ресторанов и музыкальных заведений, горожанами — активными в темное время суток и теми, кто предпочитает спать, а также с самим мэром, городским собранием. С одной стороны, ночные мэры поддерживают диалог с людьми, с которыми чиновники пересекаются крайне редко. С другой, они хорошо знакомы со спецификой ночной экономики и могут открыто говорить о ее проблемах и нуждах в более формальном ключе. «Мятежник в костюме» — так Мирик Милан, первый ночной мэр Амстердама, описывал двойственный характер своей роли.

044.png

Однако степень аффилированности с властью может варьироваться. В Амстердаме ночного мэра выбирают онлайн-голосованием из заявок, которые может, по сути, оставить любой желающий. Мэр Лондона Садик Хан лично назначил своего ночного представителя, так называемого царя ночи, в лице артистки и комика Эми Ламе. Схема финансирования тоже выглядит по-разному и в значительной степени зависит от культурной среды города. Организация ночных мэров Амстердама совместно поддерживается муниципалитетом и представителями бизнеса. Музыкальный комитет Берлина почти исключительно полагается на деньги частных доноров. Такая схема вряд ли бы сработала в других городах, где крупные игроки на рынке не привыкли поддерживать небольших конкурентов.

Основные рекомендации начинающим

Несколько лет работы ночных мэров в разных городах позволили сформулировать ряд руководящих принципов, которые необходимо принять во внимание любому городу, желающему перенять этот опыт.

Давать независимость

Крайне важно сохранять определенную дистанцию как от представителей бизнеса, так и от городской администрации и следить, чтобы ночной мэр не превратился в политический инструмент для привлечения избирателей. Так, прямое назначение ночного мэра Лондона может подорвать доверие заинтересованных групп. Именно поэтому в Амстердаме ночной мэр избирается голосованием, а Нью-Йорк ищет промежуточный вариант.

Иметь долгосрочную стратегию

Можно добиться быстрых успехов путем установки звукоизоляции и переговоров с владельцами заведений. Однако чтобы максимально использовать экономический и культурный потенциал ночной жизни, необходим целостный взгляд на город. Невозможно качественно выполнить задачи, стоящие перед ночными мэрами, без долгосрочной стратегии, охватывающей проблемы джентрификации, преступности или бездомных.

Соответствовать особенностям города

Слепое копирование опыта других городов не сработает. Организация работы ночных мэров, стратегия, первоочередные задачи и проекты должны разрабатываться с учетом институциональной структуры города. Так, политическая поддержка ночного мэра в Лондоне — одно из следствий особого муниципального устройства города, где районные управления обладают большей властью, чем общегородская администрация.

Относиться серьезно

Важно, чтобы городская администрация не использовала концепцию ночного мэра только для того, чтобы продемонстрировать свою активность и открытость, говорит Мирик Милан. И действительно, успех Амстердама отчасти и связан с тем, что к этой идее отношение там предельно серьезное.

Искать источники финансирования

Как правило, ресурсов, которые ночным мэрам способен выделить городской бюджет, недостаточно для реализации сколько-нибудь значимых проектов. Даже если мы говорим о таком городе, как Нью-Йорк: 300 тысяч долларов в год от города хватает только на ограниченный набор активностей. Поэтому большинство европейских ночных мэров пытаются привлекать частные деньги. К примеру, берлинская Музыкальная комиссия получает доход как организатор конференций и городских ивентов.

Вопросы, которые предстоит решить

Винтервью ночных мэров разных городов прослеживается упоминание одних и тех же тем, над которыми еще предстоит поработать. Во-первых, необходимы качественные культурные мероприятия, чтобы не допустить чрезмерной коммерциализации ночной жизни. Во-вторых, они говорят о необходимости преодоления сегрегации, поддержки женщин и представителей меньшинств в различных сферах ночной экономики. В-третьих, приходит осознание того, что проблематика ночного города простирается далеко за пределы ночных клубов. По словам Мишель Акуто, профессора теории урбанистики в Университетском колледже Лондона, в городе присутствует целая инфраструктура, поддерживающая его жизнь круглосуточно. «В то время как в рекреационной сфере ночного Лондона занято около 50 тысяч человек, больницы предоставляют более 100 тысяч рабочих мест в ночное время. Таков же вклад транспортной инфраструктуры города», — утверждает Акуто.

046.png

Ночной город не менее сложное явление, чем город дневной, — со своими проблемами и прелестями. Остается надеяться, что ночные мэры и в целом подобные инициативы постепенно разовьются до того, чтобы не только заниматься вопросами культуры, но и уделять внимание городскому планированию, общественному транспорту, трудовому праву. Комплексный подход с учетом всех элементов — залог развития города как живого организма, где есть место каждому.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.