Журнал «Метод», № 2 • 2018 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Необходимо работать над законодательством

Глава Союза российских городов Станислав Мошаров о проблемах агломерационного развития и о межмуниципальном сотрудничестве

«Метод» № 3 • 2019

Свежий номер «Метода»
Читать

В предыдущем номере «Метода» мы кратко рассказали о Форуме лучших муниципальных практик, который состоялся в Бишкеке под эгидой Союза российских городов. Сегодня мы беседуем с президентом этой организации, председателем Челябинской городской думы Станиславом Мошаровым о проблемах агломерационного развития и о межмуниципальном сотрудничестве в целом.

— Станислав Иванович, в последние годы много говорится о создании и развитии агломераций. Расскажите об опыте развития Челябинской агломерации (в том числе о проблемах, сопутствовавших этому развитию).

— Формирование городских агломераций стало реальным процессом, набирающим силу и втягивающим в межмуниципальное сотрудничество все больше городов и муниципалитетов. В 2014 году была разработана Концепция развития Челябинской агломерации. Приказом тогда еще Минрегиона России проект был включен в Перечень пилотных проектов по апробации и совершенствованию механизмов управления развитием городских агломераций. За эти четыре года многое удалось сделать.

038-1.png

Так, учреждена и зарегистрирована Минюстом России ассоциация «Координационный совет муниципальных образований Челябинской агломерации». Разработана и утверждена региональным правительством схема территориального планирования Челябинской агломерации как части территории Челябинской области. Разработана и находится в стадии утверждения стратегия развития Челябинской агломерации на период до 2035 года. Разработан областной закон о развитии агломераций. В рамках координационного совета Челябинской агломерации отрабатываются механизмы реализации совместных решений по вопросам агломерационного строительства. С утверждением стратегии Челябинской агломерации можно будет, без преувеличения, утверждать, что Челябинская агломерация в части институционального обеспечения является наиболее проработанным проектом. Безусловно, это так благодаря заинтересованности не только самих муниципальных образований, но прежде всего нашего губернатора Бориса Дубровского.

Конечно, у агломерационного строительства в России пока еще много проблем, которые сдерживают межмуниципальное взаимодействие в рамках агломераций. Это и сложности процессов консолидации местных бюджетов для реализации межмуниципальных проектов, и невозможность осуществления горизонтальных взаиморасчетов между бюджетами разных муниципалитетов, и общий недостаток полномочий муниципальных образований, их асимметричность в условиях перераспределения муниципальных полномочий на региональный уровень. Сдерживает процессы агломерационного строительства и неготовность некоторых руководителей муниципалитетов договариваться, искать баланс интересов.

Но все-таки главная проблема агломерационного строительства — отсутствие в законодательстве четких норм, регулирующих эти процессы, да и само понятие «городская агломерация» действующим законодательством пока не определено. Эксперты Союза российских городов разработали концепцию федерального закона, нацеленного на расширение возможностей межмуниципального сотрудничества и агломерационного строительства, и Союз продвигает эту законодательную инициативу.

Кроме изменения законодательства, серьезный толчок соответствующим процессам дало бы принятие государственной программы развития городских агломераций или утверждение подпрограмм в действующих госпрограммах, нацеленных на развитие агломераций, по примеру приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги». В рамках этого проекта на развитие дорожной сети 38 российским агломерациям из Федерального бюджета ежегодно выделяется более 30 миллиардов рублей.

038-2.png

— Помимо агломераций, какие инициативы, связанные с укреплением местного самоуправления, решением типичных городских проблем, сейчас обсуждаются в недрах Союза? В целом какие темы наиболее актуальны для организации?

— Приоритеты деятельности Союза российских городов обусловлены текущими социально-экономическими процессами и учитывают современный этап развития страны. Сегодня на первый план выходят вопросы адаптации городов к новым экономическим условиям. Мы очень внимательно подходим к выбору приоритетных направлений деятельности Союза, научились быстро реагировать на запросы его членов и заниматься именно тем, что ими востребовано. За эти годы мы собрали вокруг себя много квалифицированных экспертов, что позволило нам заниматься серьезной аналитической работой для выработки коллегиальных решений практиков-муниципалов. Эксперты Союза максимально представлены в различных структурах и организациях, которые взаимодействуют с органами федеральной власти.

Один из приоритетных проектов — это Форум лучших муниципальных практик. Наша организация с самого начала своего существования, с 1991 года, — площадка для обмена опытом. И форум — это не дань моде, а эффективный формат, который с каждым годом становится все более качественным и масштабным. Последний форум, который прошел весной в Киргизии, собрал муниципалов не только из России, но и из стран СНГ, Финляндии, Германии, США, Китая, Кореи.

Конечно, в числе ключевых все вопросы, связанные с благоустройством территорий. К примеру, правила благоустройства, за которые мы бились, приняты. Сейчас мы осуществляем мониторинг программы «Формирование комфортной городской среды», делимся опытом.

Очень важным и актуальным считаем вопрос, связанный с муниципальной статистикой. Сбор информации, обработка и использование статистики сегодня оставляют желать лучшего. У нас есть идеи и предложения, которые мы доработаем и озвучим Министерству экономики.

Большую работу сегодня Союз ведет в области международного сотрудничества. Межмуниципальная дипломатия — очень нужное и важное направление. Мы работаем над предложениями, связанными с полномочиями органов местного самоуправления относительно международной деятельности.

039.png

В августе в Липецке состоялось собрание Союза, на котором мы обсудили вопросы качества и результативности концессионных соглашений в коммунальном секторе, обменялись опытом расселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Интересным оказалось обсуждение проекта «Чистое небо». Есть правовые моменты, которые требуют уточнения. Мы намерены их скомпилировать и с по­мощью наших коллег в Госдуме внести поправки в соответствующий федеральный закон.

— Некоторое время назад популярной формой общения, взаимодействия, выработки предложений по актуальным вопросам местного самоуправления были региональные городские ассоциации. Некоторые из них, например АСДГ, до сих пор активно работают. Как с этим обстоит дело на Урале?

— Встречаясь на площадке ассоциации «Города Урала», мы отлично понимаем, что достижение целей, которые сегодня стоят перед нашими городами, невозможно, если действовать в одиночку. А вот совместными усилиями муниципальные образования могут эффективно решать многие местные вопросы. И здесь ассоциацией «Города Урала» накоплен большой опыт. Думаю, в этом стремлении к объединению у большинства ассоциаций схожие задачи. Это укрепление наших городов, усиление их роли как основы государства. И в конечном итоге — повышение качества жизни граждан.

Безусловно, города, входящие в состав ассоциации, разные. У каждого — своя специфика. Как, например, сравнить миллионники Екатеринбург или Пермь с небольшими райцентрами? Но различия уральских городов между собой не такие значительные, как между ними и, скажем, городами черноморского побережья или дальневосточными муниципалитетами. Нас объединяет Уральская земля со своими традициями, особенностями устройства территорий, промышленным направлением развития. А значит, нам не нужно много времени, чтобы достичь понимания в решении общих проблем. Причем это не зависит от величины города. В ассоциации «Города Урала» одинаково уважительно и внимательно относятся к мнению всех ее членов — будь то город-миллионник или небольшое муниципальное образование. Как говорится, один глава хорошо, а 34 лучше!

Одной из основных своих внешних задач мы видим отстаивание интересов городов на всех уровнях власти. По мере возможности стараемся использовать все форматы работы. Представители ассоциации участвуют в работе Советов по местному самоуправлению при Президенте РФ, в Государственной думе, Совете Федерации, Общероссийском конгрессе муниципальных образований РФ, в российской делегации в Палате местных и региональных властей Совета Европы. Активность ассоциации «Города Урала» в процессах выработки государственной политики в области местного самоуправления высоко оценили в вышестоящих органах власти. К нашему мнению не только прислушиваются, что важнее — его учитывают при принятии решений, считая его высокопрофессиональным и компетентным.

— И у Челябинской агломерации, и у других российских мегаполисов существует схожий набор проблем. Среди них дорожная инфраструктура, работа транспорта, экология, вопросы благоустройства и уборки городских территорий, городское планирование и зонирование. Поделитесь опытом Челябинска в решении данных вопросов. Какие новые интересные подходы, технологии могут быть здесь применены?

— Мы в Союзе российских городов очень хорошо понимаем, что, если мы сами не будем участвовать в работе над правовой базой, касающейся муниципального развития, решения примут без учета нашего мнения. В этом случае нам придется жить по законам, спущенным сверху, что вряд ли позволит нам эффективно выполнять свои обязательства перед нашими гражданами. Поэтому только наше активное участие в законотворческом процессе поможет сделать проработку законопроектов более детальной и глубокой и в итоге повысить качество принимаемых законов. Ведь законодательство — это огромный механизм: если какие-то детали не подходят друг к другу, если какой-то правовой акт неприменим на практике — машина не поедет, то есть город не будет иметь возможности для своего развития.

Когда мы в Челябинске хотим что-то улучшить или усовершенствовать, то в большинстве случаев сталкиваемся с правовыми барьерами, которые не дают нам двигаться вперед в рамках правового поля. В результате хорошие инициативы погибают в судах и предписаниях надзорных органов. Единственный путь — инициировать изменения в федеральном законодательстве. Это длинный путь, небыстрый. Но он единственный. За последние несколько лет Союз российских городов стал инициатором нескольких десятков поправок в уже существующие законы, без которых городам было очень трудно и появление которых дало возможность сделать наши города лучше.

Взять, к примеру, Правила благоустройства, которые четко определили зону ответственности за содержание участков: сразу стало понятно, кто должен отвечать за чистоту каждого метра земли в городе. Правила были написаны специалистами Челябинской гордумы, с помощью площадки Союза российских городов прошли через Госдуму и сейчас успешно работают во многих российских городах.

041-1.png

Или возьмем транспорт. С принятием Федерального закона № 220‑ФЗ «О транспорте» нам в городах стало работать намного легче. Однако многие проблемы остались, особенно в больших городах. Мы вынуждены выделять огромные дотации на муниципальный транспорт, бороться с нелегальными перевозчиками, развивать дорожно-транспортную сеть. И здесь необходимо также перенимать опыт других муниципалитетов и инициировать поправки в этот закон.

Еще одна важная тема — эффективное использование городского пространства, и особенно парковочных площадей. Как сделать так, чтобы парковочные места были предусмотрены уже на этапе планирования? Чтобы потом, когда возведение того или иного объекта завершится, нам не пришлось думать, куда гражданам поставить свой автомобиль. Платные это будут парковки или бесплатные — вопрос следующий. Опыт крупных городов доказывает, что только бесплатными парковочными местами обойтись будет трудно. Многие автомобилисты приезжают в центр города и оставляют машины на целый день. В результате те, кто приехал ненадолго по делу, тратят лишнее время на поиски парковочного места. Но и в этом вопросе нецелесообразно весь центр сделать платным, важно соблюсти баланс. В любом случае все решения по использованию городского пространства будут приниматься на публичных слушаниях, с учетом мнений жителей города.

Все эти и многие другие вопросы нуждаются в правовой поддержке федерального законодательства.

— Вопрос по актуальной для всех без исключения муниципальных образований проблеме — кадровой. Как решить серьезную проблему дефицита квалифицированных муниципальных чиновников? Как их обучать?

— Если сравнить чиновника, каким он был 15 лет назад, и его современного коллегу, то мы увидим, что между ними пропасть. Сегодня невозможно управлять городом, регионом, страной старыми методами. Это неэффективно, а часто и вредно. Сама ситуация требует отказаться от традиционных подходов к управлению. Мы понимаем, что решать вновь возникающие вопросы под силу только управленцу новой формации. Смелому, активному, по-хорошему дерзкому, открытому для людей, грамотному, владеющему ситуацией. Понятно, что такими качествами может обладать не «сват» или «брат», а специально обученный, настроенный на эту работу специалист.

Именно на воспитание молодых лидеров направлен наш экспериментальный проект — Первый молодежный университет развития агломераций «Современный город». Это единственный в России проект Агентства по социально-экономическому развитию агломераций, который реализуется при поддержке Союза российских городов. Суть проекта состоит в привлечении к созданию и развитию Челябинской агломерации молодежи. Под руководством опытных модераторов-экспертов ребята разрабатывают и предлагают проекты, направленные на связанность территорий, улучшение качества жизни.

Мы с удивлением увидели, что молодые люди, к которым мы часто относимся с известным скептицизмом, на самом деле могут становиться авторами серьезных разработок. Наш проект помогает выявить наиболее активных молодых людей и сформировать из них группу единомышленников с активной жизненной позицией. Я уверен, что, если подкрепить желания и стремления этих ребят теоретическим фундаментом, в будущем они станут основой кадрового резерва муниципальных управленцев. И мы готовы помогать им в этом. Кстати, проект университета вызвал большой интерес руководителей муниципалитетов на IV Международном форуме лучших муниципальных практик, который Союз российских городов провел в 2016 году в городе Уфе.

041-2.png

Кроме того, при Челябинской городской думе на постоянной основе активно действует Общественная молодежная палата города. Мы привлекаем ребят к решению многих актуальных городских вопросов, внимательно следим за их работой в органах местного самоуправления. А они, со своей стороны, знакомятся с правовой базой муниципалитета. Им интересно знать, как действует эта система изнутри, по каким правилам живет город. Мы видим, как они растут: из наивных энтузиастов становятся людьми, глубоко вникающими в проблемы, понимающими ответственность за каждое принятое решение. Им интересно проследить весь цикл внедрения того или иного управленческого решения — от идеи до реализации. Думаю, это полезная практическая школа для будущих руководителей и правильный вектор кадрового развития.

Подготовила Ольга Изутова

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.