Журнал «Метод», № 2 • 2018 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Практика внедрения цифрового рабочего пространства

Почему решения Smart Workplaces особенно актуальны для государственных структур?

«Метод» № 3 • 2019

Свежий номер «Метода»
Читать

Мария Рукавишникова,генеральный директор и основатель компании Гетмобит

Специалисты аналитического центра Gartner выделили новый технологический тренд — Smart Workspaces (умные рабочие места). Эта идея объединяет в себе технологии улучшения продуктивности сотрудников с одновременным повышением уровня комфорта на рабочих местах. Решения в этой области особенно актуальны для государственных структур.

По мнению экспертов, в самое ближайшее время можно ожидать повышения интереса к разработкам в сфере умных рабочих мест и появления новых продуктов. По аналогичному пути шло развитие серверных технологий, которые совершили резкий рывок вперед. Как известно, результатом стали появление продвинутых средств виртуализации, возможности вертикального и горизонтального масштабирования инфраструктуры, развитие облачных решений, гиперконвергенция.

Проблема: точки отказа и расходы на инфраструктуру

Давайте посмотрим, что происходит на уровне рабочих мест. У рядовых сотрудников появляются запросы к повышению мобильности, доступности систем. Важным требованием становится удобство использования, простота освоения и безопасность конечных устройств. При этом на рабочих столах почти ничего не меняется. Перед нами все тот же набор техники: телефон, системный блок, тонкий клиент, клавиатура, мышь, монитор, веб-камера, микрофон, колонки. За столом множество проводов, ведущих от одного устройства к другому.

Видимый переизбыток устройств приводит также и к усложнению ИТ-инфраструктуры организации, ее поддержка требует много времени и денег. Бизнес-процессы компании выстроены с учетом использования каждого устройства: звонки приходят на стационарный телефон, электронная почта — на стационарный компьютер, доступ к удаленному рабочему столу осуществляется через тонкого клиента. Возрастает риск остановки бизнес-процессов из-за множественности точек отказа.

Данная проблема особенно актуальна для госструктур. Организации такого уровня имеют повышенные требования к безопасности и отказоустойчивости применяемых решений. Для удовлетворения требований безопасности выделяются дополнительные бюджеты, внедряются дополнительные технические решения, обеспечивается их поддержка. Среди ИТ-подразделений различных министерств и ведомств уже сложился спрос на инновации в области Smart Workspaces, поскольку именно эти структуры наиболее остро ощущают недостатки классических методов организации рабочих мест. При этом инициатива по внедрению инновационных решений зачастую рождается внутри самих государственных структур.

Новый подход: централизация и удобство

В частности, интерес к подходу Smart Workspace проявил Балтийский завод, входящий в холдинг АО «Объединенная судостроительная корпорация». ГК ОСК — государственная корпорация, на базе которой консолидирована большая часть отечественного судостроительного комплекса. В рамках внутренней стратегии развития ИТ департамент инициировал поиск новейших разработок в области оптимизации ИТ-инфраструктуры как на уровне вычислительных ресурсов, так и на уровне рабочих мест персонала. Необходимость более широкого взгляда на применяемые решения также обострилась ввиду иностранных санкций, под которые попал холдинг. Предприятия, входящие в его состав, потеряли доступ к ряду распространенных ИТ-решений.

Выбранный подход основан на объединении множества технологий в единое пользовательское решение на базе концепции Smart Workspace. Среди них VDI, удаленный доступ, Unified communications, IoT, технологии централизованного управления, сбора данных и их анализа, открытые протоколы аудио- и видеосвязи, последние достижения в сфере аппаратной микроэлектроники. Особое внимание уделяется информационной безопасности, с учетом которой происходит объединение всех этих технологий. Применение такого решения позволяет организациям формировать поведенческие модели пользователей и сценарии использования решений. Таким образом, внедряемые разработки получаются простыми в освоении и удобными в использовании и обслуживании.

Для проверки эффективности подхода команда ИТ Балтийского завода провела пилотный проект. В мае — июне 2018 года было развернуто и протестировано комплексное решение, включающее в себя следующие компоненты:

1. Виртуальная АТС FreeSwitch.

2. VDI-система Huawei Fusion.

3. Оборудование GM-BOX для рабочих мест пользователей от компании Гетмобит.

4. Программное обеспечение для управления, мониторинга и масштабирования пользовательским оборудованием GM MANAGEMENT SYSTEM (Гетмобит).

В результате реализации проекта была подтверждена возможность поэтапного перевода телефонной инфраструктуры на замещающие технологии и решения. В том числе с использованием open-source разработок и без необходимости приобретения дополнительных лицензий. Это позволит проводить процесс миграции незаметно для всех пользователей и без прерывания бизнес-процессов компании.

025.png

Проектной команде удалось осуществить унификацию оборудования для удаленных рабочих мест за счет интеграции с решением CheckPoint. За счет стандартизации процесса удалось добиться сокращения времени на подготовку этого оборудования. ИТ-администратор компании вместо стандартных четырех часов на эту операцию будет тратить только 20 минут. Поскольку удаленным доступом пользуются преимущественно контрагенты и подрядчики, сотрудникам завода стал доступен крайне необходимый функционал контроля доступа и мониторинга активности рабочих мест, находящихся за периметром корпоративной сети.

Пилот показал, что совместное использование системы VDI и а-персонального оборудования GM-BOX позволяет централизовать вычислительные мощности. В то же время рабочий персонал сможет тратить меньше времени на перемещение к персональному рабочему месту, поскольку получает доступ в свою рабочую среду с любого ближайшего рабочего места. При этом доступ предоставляется ко всем необходимым ИТ-системам, включая внутренний телефонный номер. За счет этого возможно существенное сокращение парка пользовательского оборудования. Вместо пяти стационарных компьютеров устанавливается 1 GM-Box. Степень утилизации пользовательского оборудования возрастает с 30 до 80%. Также сокращается время на выполнение типовых операций администрирования. Время подготовки стандартных рабочих мест сокращается с 4 часов до 20 минут, замены пользовательского оборудования — с 2 часов до 10 минут. Время на установку обновлений ПО сокращается с нескольких дней в неконтролируемом режиме до 1–2 часов. Обеспечивается защита от попыток подбора логина и пароля пользователя. Возрастает уровень антивирусной защиты, количество инцидентов, регистрируемых антивирусным ПО, в рамках пилота сокращено на 15%. Также существенно сокращено количество инцидентов, связанных с потерей и порчей данных, хранящихся на локальных рабочих местах.

Использование GM-Box на рабочих местах пользователей позволило не только сохранить текущий набор ИТ-сервисов сотрудников, но и расширить его. В частности, у пользователей появилась возможность совершать видеозвонки, использовать новые способы аутентификации, включая смартфоны. У специалистов ИТ и ИБ появились возможности сбора и анализа статистики по использованию рабочих мест сотрудниками.

Результаты эксперимента показали, что рабочее место, построенное с использованием технологий VDI, open-source решений и универсальных док-станций GM-Box, является быстрым в развертывании, удобным в обслуживании, легко встраивается в существующий ИТ-ландшафт компании, снижает нагрузку на ИТ-персонал и открывает новые возможности в организации рабочих процессов и взаимодействии между сотрудниками. На базе протестированных технологий может быть сформирован единый стандарт рабочих мест для всего Балтийского завода. Опыт решения задач реорганизации рабочих мест может применяться в других государственных структурах с многоуровневой ИТ-инфраструктурой. Эксперимент подтвердил, что умное рабочее пространство является реальностью и может создаваться российскими компаниями. Примером является компания Гетмобит, резидент ОЭЗ «Дубна», разработавшая продукт GM-BOX и систему управления GM MANAGEMENT SYSTEM.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.