Журнал «Метод», № 2 • 2018 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Оружие массового манипулирования или стимул для роста?

Майский указ президента предусматривает ускоренное внедрение цифровых технологий в экономику и социальную сферу

IT
13.09.2018

Фото с TAdviser SummIT 2018

«Метод» № 3 • 2019

Свежий номер «Метода»
Читать

7 мая Президент России Владимир Путин подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В числе приоритетных векторов — обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере. Между тем, как отмечают эксперты, хотя цифровые технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни, к ним нельзя относиться как к главному инструменту для решения накопившихся проблем.

Акцент не на количество, а на качество

Лидер партии «Яблоко», профессор НИУ «Высшая школа экономики», доктор экономических наук Григорий Явлинский убежден: обсуждать информационные технологии и их использование вне политики — значит не понимать их суть. «Я бы не стал рассчитывать на то, что цифровые технологии помогут создать прозрачное, эффективное, подконтрольное гражданам государство. Они, конечно, могут решать миллион частных задач, но глобальный эффект от их применения зависит от того, в каком состоянии находится государство, которое пользуется этими технологиями. Если оно современное и прозрачное — это одно дело, если же недобросовестное, то цифровые технологии помогут ему захватить тотальный контроль над всем и всеми. Поскольку цифровые экономики постоянно стремятся к монополизации — на мировой арене есть примеры уничтожения стартапов цифровыми гигантами, слияние этих трендов может привести к тому, что государство будет исключительно тонко и умно манипулировать сознанием граждан. В результате цифровые технологии станут оружием массового манипулирования», — заявил Григорий Явлинский на TAdviser SummIT 2018.

Спикер напомнил, что сегодня люди добровольно идут на заведомо нечестный, по его мнению, бартер: передают свои персональные данные за право бесплатного пользования социальными сетями, а искусственный интеллект собирает и анализирует эту информацию. «Конечно, данные одного человека не играют большой роли, но если в системе собраны данные тысяч россиян, возникает риск установления тотального контроля», — подчеркнул он.

Более оптимистично настроен бывший заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Алексей Козырев: эксперт убежден, что цифровые технологии стали стимулом роста национальных экономик по всему миру. Действительно, реализация или разработка программ цифровой экономики ведется во всех странах — членах ЕАЭС, а синхронность развития национальных экономик координирует дальнейшие действия стран в данном направлении.

Наглядное тому подтверждение — промежуточные итоги разработки и внедрения согласованной цифровой политики государств — членов ЕАЭС: уже утверждены основные направления реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года, сформирован перечень конкретных инициатив, создана интегрированная информационная система ЕАЭС. Более того, единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА), которая входит в инфраструктуру электронного правительства России, вполне может стать частью единого евразийского цифрового рынка. «Сфера применения ЕСИА расширяется, к примеру, мы планируем использовать ее и в банковских операциях. В этой связи подключение государств — членов ЕАЭС к ЕСИА станет перспективным решением как для обмена информацией на межнациональном уровне в государствах — членах ЕАЭС, так и для обеспечения эффективного документооборота в рамках ЕАЭС», — отметил Алексей Козырев на Первом Евразийском цифровом форуме.

Количество цифровых услуг постоянно растет, однако заместитель директора Департамента государственного управления Министерства экономического развития РФ Андрей Матвеенко убежден: акцентировать внимание необходимо не на количестве сервисов, а на качестве их предоставления. Для этого используются в том числе офлайн-инструменты: мониторинг открытой информации, выездной мониторинг и запрос фотоматериалов с геолокацией, на которые ведомство опирается при составлении рейтинга регионов. Мониторить деятельность многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) и отслеживать основные показатели их работы помогает специальная автоматизированная система.

При этом большое значение имеет мнение граждан о качестве оказания услуг в МФЦ и территориальных органах государственной власти. Обратную связь с гражданами обеспечивает информационно-аналитическая система «Мониторинг качества предоставления госуслуг» (ИАС МКГУ). Исходя из ее данных формируется KPI руководителя МФЦ. «Мы планируем распространить эту систему на большее количество федеральных, региональных и муниципальных услуг, оказанных в МФЦ, внедрить KPI руководителей МФЦ на основании собранных оценок, а также обязательную оценку качества предоставления услуг на всех этапах их предоставления. Кроме того, в планах мотивация сотрудников и руководителей территориальных органов и МФЦ на основании данных из ИАС МКГУ», — уточнил Андрей Матвеенко.

ПФР выбирает проактивную модель

Принятие программы «Цифровая экономика Российской Федерации» — явный признак выхода вопросов информатизации на принципиально новый уровень: информационные технологии, наверное, впервые рассматриваются не как вспомогательная функция традиционных отраслей экономики и госуправления, а как важнейший инструмент сохранения конкурентоспособности страны. Многие министерства и ведомства активизировали работу в этом направлении, в том числе Пенсионный фонд России. Только в 2017 году ПФР обработал порядка 232 миллионов запросов федеральных органов власти, муниципальных образований и других организаций через единую систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), сам же сделал за это время всего 27 миллионов запросов.

Услуги ПФР можно получить двумя способами: не выходя из дома — через личный кабинет гражданина на сайте ПФР, мобильное приложение и единый портал госуслуг, либо обратившись в клиентскую службу ПФР или МФЦ. Востребованность цифровых сервисов подтверждает статистика: на данный момент в электронном виде оказывается 70% услуг — около 52 миллионов обращений граждан было реализовано в электронном виде, и только 22 миллиона услуг реализовано в результате личного посещения гражданина (95% — через клиентскую службу ПФР и 5% — через МФЦ). За год число электронных обращений увеличилось в четыре раза.

«ПФР сегодня — это большая информационная, биллинговая, аккаутинговая система, в которой собрана информация по 154 миллионам индивидуальных лицевых счетов россиян, каждый из которых содержит более 30 уникальных показателей, формирующих пенсионные права», — отмечает начальник Департамента организации предоставления государственных услуг Пенсионного фонда РФ Евгений Турчак, выступая на TAdviser SummIT. По его словам, цель цифровой трансформации ПФР — сделать так, чтобы услуга была доступна гражданину максимально быстро: в тот момент, как только у него возникла потребность в ней. Акцент будет сделан на адресности помощи на основании потребностей гражданина. Другое дело, что на данный момент в единой системе идентификации и аутентификации зарегистрированы только 50% граждан (69 миллионов человек), и даже если ПФР будет цифровизирован на 100%, некоторые, вероятно, предпочтут получать услуги офлайн.

«ПФР сейчас является оператором еще двух больших информационных систем — ЕГИССО (Единой государственной информационной системы социального обеспечения) и ФРИ (Федерального реестра инвалидов). Как правило, социальная помощь, назначаемая гражданам, в регионах отличается, и в случае смены места жительства назначаемые в новом регионе выплаты не отменяют те, что человек получал прежде. Казалось бы, на помощь должны прийти информационные системы, но зачастую их внедрение и эксплуатация на территориях требуют огромных расходов. В этой связи Пенсионный фонд России предложил создать единую федеральную систему социального обеспечения и предоставить удаленный доступ к ней всем территориальным образованиям. Таким образом, изменения в информационные системы будут вноситься на федеральном уровне, и это не отразится на тех, кто получает услуги в регионах», — комментирует Евгений Турчак. Представитель ПФР выразил надежду, что подобный подход позволит не только консолидировать государственные и муниципальные услуги в сфере социального обеспечения граждан, персонифицировать учет мер социальной защиты и поддержки со всех уровней бюджетов РФ, но и контролировать расходы, осуществлять бюджетное планирование, снижая административные и информационные расходы.

Спикер уточнил: чтобы привести пенсионную систему России к идеальному цифровому формату, необходимо акцентировать внимание на законодательстве, а именно приведении уже действующих законов к неким алгоритмическим подходам, которые позволили бы эффективно применять их в расчетах. Еще один важный аспект — развитие цифрового интеллекта. К примеру, сегодня происходит тестирование голосовых и чат-ботов, которые смогут консультировать граждан по предоставлению госуслуг. В том числе через виртуальные клиентские службы (они станут элементом контакт-центров ПФР). Следовательно, рутинных процессов будет меньше, что разгрузит специалистов в центрах предоставления услуг.

В планах — переход к проактивной модели, когда ПФР предвосхищает действия гражданина. К примеру, при поступлении информации о рождении ребенка система должна будет просчитать, как изменится средний подушевой доход конкретной семьи, и в случае необходимости оказания социальной поддержки ЕГИССО сможет сформировать заявку, рассчитать размер соцподдержки и уведомить гражданина о полагающейся выплате.

Регионы становятся умнее

Курс на цифровизацию взяли многие регионы, в том числе Московская область. В приоритете до 2021 года пять направлений — здравоохранение, образование, государственное управление, безопасность и инфраструктура связи. Заместитель председателя Правительства Московской области — министр государственного управления информационных технологий и связи Московской области Максут Шадаев подчеркнул: по каждому направлению предстоит большая и многогранная работа. «Например, в сфере госуправления планируем продолжить оптимизацию госуслуг, что станет возможным ввиду сокращения сроков оказания в два раза, перехода исключительно на электронную форму взаимодействия, запуска полностью онлайновых услуг, когда можно получить результат в момент обращения, персонализации и интеграции с социальными сетями. Кроме того, в ближайшие два с половиной года завершится переход на предоставление коммерческих предложений и отчетности по госконтрактам в электронном виде с введением системы автоматического выставления штрафов; а отчетность по региональному контролю будет собираться исключительно в электронном виде, будет производиться автоматический скоринг рисков и планирование проверок», — комментирует спикер. Также в планах внедрение умной системы обработки обращений граждан с автоматическим формированием ответа и сервис-деском по контролю решения проблем. Еще одним шагом станет перевод всех органов и учреждений на централизованные решения и инфраструктуру.

Распространение цифровых технологий в сфере образования будет сопровождаться развитием экосистемы электронных сервисов для родителей и детей в рамках ГЧП-проекта «Электронный дневник», внедрением системы непрерывного сквозного тестирования и оценки качества знаний учащихся и электронной проверки работ, формированием среды для обмена методическими наработками между учителями и единой базы готового контента для использования на уроках, переходом на онлайн-тестирование и повышение квалификации учителей.

Ключевая задача в сфере здравоохранения — перевод электронных медкарт на блокчейн. Таким образом, у пациентов появится возможность в любое время просмотреть записи в своей карте, которые смогут делать врачи не только государственных медучреждений, но и частных клиник. Счета по ОМС будут выставляться только за оказанные по факту медицинские услуги, поскольку страховые организации будут иметь доступ к первичным данным. Параллельно будет развиваться платформа для онлайн-консультаций врачей как платной услуги, оказываемой государственными медучреждениями.

021.png

В числе приоритетов в направлении безопасности — софинансирование за счет бюджета модернизации домофонных систем для обеспечения подъездного видеонаблюдения, организация обработки и хранения данных с видеокамер с возмож­ностью доступа к архиву, внедрение IoT в сферу транспорта, ЖКХ и экологии, развитие системы онлайн-взаимодействия экстренных служб и информирования жителей.

Что касается развития инфраструктуры связи, то это, по словам Максута Шадаева, полностью рыночная история. К примеру, предполагается предоставление инвестору доступа к системе городского освещения для строительства инфраструктуры ВОЛС для последующей сдачи в аренду по единым тарифам с возможностью замены столбов на опоры двойного назначения.

Не отстает Москва. Более того, благодаря выдающимся финансовым возможностям и эффективной работе правительства города столица России сегодня является одним из самых умных городов мира. В первую очередь это связано с успехами в развитии инфраструктуры и электронных услуг для жителей. Говоря о ключевых принципах умного города Москвы, заместитель руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Алексей Чукарин отмечает, что цифровые технологии должны использоваться для создания полноценной безбарьерной среды во всех сферах жизни. При этом в развитии города будущего, который создается прежде всего для человека, должны участвовать не только городские власти, но и научное сообщество, а также бизнес.

«Немаловажный аспект — сквозные технологии должны использоваться во всех сферах городской жизни. В данном случае речь идет о целом спектре технологий: больших данных и предиктивной аналитике, технологиях виртуальной, дополненной и смешанной реальности, технологиях связи и интернете вещей, блокчейне, новых интерфейсах взаимодействия “человек — машина”, технологиях безопасности и кибербезопасности, компьютерном 3D-моделировании и 3D-печати», — поясняет Алексей Чукарин. Он напоминает, что в апреле 2018 года по поручению мэра Москвы Сергея Собянина началась работа над стратегией Москвы «Умный город — 2030». На первом этапе на независимых площадках (Яндекс, Mail.ru, «Одноклассники») проводился опрос об ожиданиях жителей Москвы от цифровой трансформации, в нем приняли участие более 5 тысяч человек. Затем к работе над стратегией присоединились около 14 тысяч представителей бизнес-сообщества и 15 органов исполнительной власти Москвы.

Глава Департамента информационных технологий города Москвы Артем Ермолаев добавляет: «Стратегия “Умный город — 2030” — это высокоуровневый стратегический документ. В нем определяются цели, задачи и направления дальнейшего развития Москвы как инновационного умного города будущего. Для нас важно создать по-настоящему удобный город, в котором будет безопасно и комфортно жить, интересно учиться и легко зарабатывать, оставаться здоровым и интересно проводить свободное время».

Для координации взаимодействия при развитии цифровой экономики в 2017 году создана автономная некоммерческая организация «Цифровая экономика», учредителями которой выступили крупнейшие отечественные корпорации (Сбербанк, «Ростелеком», «Ростех», «Росатом», Яндекс и другие). В задачи АНО «Цифровая экономика» входит в том числе мониторинг развития цифровой экономики и цифровых технологий, формирование форсайтов и прогнозов развития; определение центров компетенций, организация и координация их деятельности; поддержка стартапов и субъектов малого и среднего предпринимательства в области разработки и внедрения цифровых технологий путем их информационной акселерации; выстраивание взаимодействия с бизнесом, научно-образовательными и иными сообществами и выявление их потребностей в области цифровой экономики.

«Мы должны помочь регионам России найти свой путь к цифровой трансформации. К формированию региональной повестки уже приступили Москва, Московская область, Республика Татарстан, Новосибирск, Ханты-Мансийск, Северная Осетия — они разрабатывают соответствующие стратегии и программы. Дальше всех продвинулись Москва, Подмосковье и Петербург. Мы же внимательно изучаем документы стратегического планирования, принятые коллегами, с целью их дальнейшего масштабирования на другие регионы в виде кейсов», — уточняет директор по региональной политике АНО «Цифровая экономика» Александр Зорин. По его словам, заинтересованность регионов в цифровизации сегодня высока, как никогда.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.