Журнал «Метод», № 2 • 2018 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Цифровизация налогового администрирования: Россия в авангарде

Спрос на российские разработки появился и на мировом рынке

IT

«Метод» № 3 • 2019

Свежий номер «Метода»
Читать

Реализация масштабного проекта цифровизации налоговой сферы дает ощутимые результаты, которые выражаются в повышении собираемости налогов и выводе бизнеса из тени. Спрос на российские разработки появился и на мировом рынке.

По оценке Boston Consulting Group, Россия на 5–8 лет отстает от лидеров цифровой трансформации, к которым относятся Южная Корея, Дания, Великобритания, Швеция, Норвегия и Нидерланды. Однако в области цифровизации налогового администрирования Россия, напротив, занимает лидирующие позиции в мире.

ФНС России курирует инициативу ОЭСР по изучению мировой практики использования онлайн-кассовых аппаратов и отвечает за цифровизацию и трансформацию налоговых администраций в целом. Также российские налоговики разработали модель оценки цифровой зрелости налоговых администраций, которая востребована зарубежными службами. Россия делится с другими странами опытом внедрения автоматизированной системы контроля за возмещением НДС (АСК НДС-2), которая позволяет автоматически находить несоответствие данных в цепочках поставок, системы онлайн-касс, системы маркировки товаров RFID-метками (рынок меха) и QR-кодами (фармрынок), электронных офисов налогоплательщиков. Руководитель ФНС России Михаил Мишустин возглавляет рабочую группу по электронным услугам и цифровым каналам доставки Форума по налоговому администрированию (FTA) ОЭСР. Россия наряду с Сингапуром, Канадой и Австралией является членом Брисбенской группы — неформального клуба технологически передовых налоговых администраций мира.

Необходимость подстраивать законодательство под развитие технологий осознают лишь 16% респондентов исследования, проведенного ФНС России в 2017 году (были опрошены 26 налоговых служб стран, входящих в консультативную группу FTA ОЭСР). При этом большинство опрошенных понимают важность больших данных (Big Data) и управления ими. Лишь у 40% респондентов есть стратегия использования Big Data, а 56% только начинают развивать подход к интеграции всех данных. Только 31% опрошенных стран начали опираться на Big Data для анализа и управления налоговыми рисками, 8% — для работы с компаниями в режиме реального времени. В 27% налоговых служб внутренний обмен данными находится на передовом уровне, у 43% он внедряется. 70% стран собирают данные из самых разных источников, чтобы лучше понять поведение налогоплательщиков и разработать для них новые сервисы. В большинстве опрошенных стран есть личные кабинеты для компаний и людей, у 69% основная часть отчетности производится в электронной форме. Практически по всем критериям показатели России гораздо выше средних.

Создаваемая в стране система налогового администрирования, включая внедрение цифровых технологий, уже вышла на довольно высокий уровень, говорил в феврале 2018 года Игорь Шувалов, занимавший должность первого вице-премьера. «ФНС сейчас в состоянии экспортировать пакетные решения нашего налогового законодательства и администрирования», — сказал он и подчеркнул, что на такой продукт есть спрос: заявки уже поступают от стран Евразийского экономического союза.

Лазеек все меньше

Немного показательной статистики ФНС России. С 2013 по 2017 год поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет показывали ежегодную положительную динамику практически постоянно и в номинальном выражении выросли на 58%. В реальном выражении поступления налогов за пятилетку выросли на 19,9%, несмотря на все экономические катаклизмы этого периода. В консолидированный бюджет по итогам 2017 года поступило 17,3 триллиона рублей — это почти на 20% (на 2,9 триллиона) больше, чем в 2016 году. В том числе в федеральный бюджет поступило 9,2 триллиона рублей (+ 32%).

Очевидно, что существенный вклад в прирост поступлений оказал рост цены на нефть на 25%. Однако более половины прироста поступлений в консолидированный бюджет — 60%, или 1,7 триллиона рублей, составили ненефтегазовые доходы. При этом четверть их прироста (400 миллиардов) обеспечила именно улучшение администрирования. По данным Минфина России, поступления НДС в консолидированный бюджет с 2010 по 2017 год возросли более чем в два раза — с 2,5 до 5,1 триллиона рублей.

«Очень многое дала АСК НДС, хотя это результат многих мер — со стороны власти это была совместная работа с Центральным банком, с Росфинмониторингом и коллегами из Минэкономики, Минюста, Минфина, с правоохранительным блоком. Однодневки просто стали невыгодны, это стало опасно, стало невозможно возместить НДС, который никто не уплачивал», — комментировал эти итоги Михаил Мишустин в интервью «Коммерсанту». Так, если в 2011 году фирм, подходящих под определение однодневок, было 1,8 миллиона — примерно 40% от общего числа зарегистрированных юридических лиц, то в 2017 году их осталось около 300 тысяч, сейчас это примерно 7,3% от всех юридических лиц в стране (всего их 4,26 миллиона). Существуют и отдельные отраслевые проекты по пресечению незаконных схем возмещения НДС.

«Доля сомнительных вычетов благодаря АСК НДС уменьшилась и составляет менее 1%. Это одна из самых маленьких цифр в мире: в среднем от 3 до 7% — это то, что есть в Европе», — отметил Михаил Мишустин.

ФНС в цифрах

Два ЦОДа ФНС России по 600 стоек с возможным объемом хранения информации 10 петабайт решают сегодня задачи налогового администрирования всей страны.

При этом налоговики постоянно снижают количество выездных проверок, увеличивая эффективность. Большую часть удаленных камеральных проверок уже проводят роботы.

Тенденция повышения эффективности налогового администрирования продолжается: так, за первое полугодие 2018 года ФНС собрала в консолидированный бюджет на 16,5% больше налогов, чем за первое полугодие прошлого года. Однако представители бизнеса не всегда рады достижениям налоговиков. Владимир Туров, владелец и генеральный директор юридической компании «Туров и партнеры», в своем блоге соглашается с тем, что обналичка стала абсолютно экономически неэффективной, поскольку — не секрет для бизнеса и рынка — ее стоимость выросла с 5 до 20%.

«Недавно я разговаривал с одним бизнесменом. Приличный бизнес, миллиардные обороты... Я предложил: „Давай посчитаем. Может быть, ты сможешь работать на „классике“, платя все налоги?“ Я задал глупый вопрос, потому что до этого я провел экономический анализ его бизнеса. Он мне ответил: „Ты же знаешь, что мы автоматически станем банкротами...“ — рассказывает Владимир Туров. — И я его понимаю. Ставка НДС — 20 процентов, налог на прибыль — 20 процентов, страховые взносы — 30 процентов... Какая должна быть рентабельность и где ее взять? Уверен, что если государство сделает НДС 10 процентов для всех без исключения, то и „обнал“ исчез бы сам собой, и бюджет в два раза повысил бы сборы НДС».

Не НДС единым...

Помимо прочего, Правительство России планирует к 2024 году создать систему, которая позволит полностью проследить оборот товаров от производителя до конечного потребителя. В 2016 году введена обязательная маркировка изделий из меха. Благодаря этому проекту за первый год белый оборот рынка меховых изделий вырос в восемь раз, легализовались более 25% участников мехового рынка. С января 2020 года такая система станет обязательной для лекарств. В январе 2018 года стартовал почти годовой экспериментальный период по маркировке табачной продукции, в июне началась маркировка обуви. Разрабатывается концепция так называемого физического интернета в грузоперевозках, которая позволит проследить движение любых товаров от отправителя до конечного получателя.

011.png

С 2017 года бизнес начал применять контрольно-кассовую технику (ККТ) новой технологии, и по итогам года 500 тысяч налогоплательщиков зарегистрировали 1,6 миллиона касс (это превышает старый парк ККТ на 40%), пробито 28 миллиардов чеков на 18,7 триллиона рублей (НДС — 1,6 триллиона). Зарегистрировать новую ККТ можно и без визита в налоговую инспекцию: на сайте ФНС России создан специальный электронный сервис. «Если раньше ККТ являлась источником чека для покупателя и отчетности для налоговых органов, то теперь она превращается в кладезь информации для предпринимателя, — рассказывал Олег Сушков, руководитель направления развития облачного ретейла МТС в июльском ин­тервью порталу CNews. — Он может видеть, как идут продажи, какое влияние на них оказывают сезонные и временные факторы, какие товарные позиции востребованы и многое другое. Кроме того, грамотное использование товароучетной системы в кассе поможет увеличить прибыль на 5–20 процентов благодаря программам лояльности, автоматическому ценообразованию (программа сама проводит мониторинг цен у поставщиков и меняет их в магазине) и другим полезным инструментам. Еще вы можете сократить рутинные процессы: не надо тратить целый день на учет, приемку товара, да и работа кассира становится удобной и быстрой за счет автоматизации».

Есть и мобильное приложение для покупателей: в нем можно самостоятельно проверить выданный чек, а также сохранить его в электронном виде.

Доберутся до фрилансеров

В области легализации самозанятых (то есть физических лиц, не имеющих наемных работников и самостоятельно реализующих как физическим, так и юридическим лицам товары, работы, услуги или имущественные права без регистрации в качестве предпринимателя) уже с 2019 года планируется к внедрению революционное новшество. Его смысл — сделать взаимодействие с государством удобным, без излишней бумажной волокиты.

Проверь контрагента

На сайте ФНС представлено более 50 интерактивных онлайн-сервисов для разных категорий пользователей. Они ориентированы на жизненные ситуации и развиваются в соответствии с потребностями налогоплательщиков. Самые популярные сервисы — «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента», «Создай свой бизнес», «Узнать о жалобе».

По оценке ФНС, в России около 25 миллионов самозанятых граждан. Многие из них были бы не против легализоваться, но они не хотят совершать регистрационные действия, регулярно сдавать отчетность и так далее. Об этом свидетельствуют данные исследования ФНС, проведенного в 2017 году.

Нежелание идти в налоговые органы для регистрации или сдачи деклараций особенно характерно для молодого поколения, выросшего в онлайне, для которого это самый настоящий анахронизм.

012.png

Уже разработано и тестируется мобильное приложение, скачав которое на смартфон, можно будет зарегистрироваться в два клика без визита в налоговые органы. Налог к уплате при этом планируется менее 4%. «Мобильное приложение позволяет идентифицироваться просто при помощи сканирования паспорта. Далее через это же приложение вы можете фиксировать свои продажи, наличные или безналичные, формируя чек и для себя, и для покупателя, он немедленно к вам приходит в электронном виде. Привязав к приложению банковскую карту, можно сразу уплачивать с каждой продажи соответствующий налог. В этот налог будет включено все. Никаких деклараций, никакой отчетности, вообще ничего больше — вы работаете юридически легально, ровно так же, как любое юридическое и физическое лицо в России. Вы вернулись в правовое поле, к вам нет и не может быть никаких вопросов», — рассказывал Михаил Мишустин «Коммерсанту». Пилотный проект для тестирования особого режима будет действовать с 1 января 2019 года в Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях (территории, на которых уже запускались пилоты по облачной контрольно-кассовой технике). При этом планируются и дополнительные стимулы. Есть идея предоставить самозанятым в момент регистрации фору в пределах порядка 10 тысяч рублей — то есть фактически на эту сумму будут уменьшены налоговые обязательства. Налоговый вычет в 1,5%, но в пределах 10 тысяч рублей могут предоставить покупателям товаров и услуг у самозанятых — таким образом, появится стимул требовать чек.

Кроме того, ФНС хочет получить право запрашивать у банков информацию о счетах физических лиц вне налоговых проверок. Обоснование такого нововведения уже направлено в Минфин на рассмотрение. При его внедрении будут отслеживать и переводы с карты на карту между физическими лицами, не являющимися родственниками (установление родства в автоматическом режиме будет возможно после объединения баз записей ЗАГС, которое завершится к октябрю 2018 года), — налоговики автоматически считают поступления средств на карты физлицам от физлиц (особенно регулярные) признаком незаконной предпринимательской деятельности.

От нововведения могут пострадать не только незаконные предприниматели, но и обычные граждане, которые часто продают что-то на «Авито» или просто получают деньги на карту от третьих лиц вне рамок предпринимательства, полагает Александр Ремезков, первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по бюджету и налогам. Получив законные полномочия, ФНС может загрузить данные по счетам всех налогоплательщиков в программу АСК НДС-3, которая сверит их с данными работодателей и налоговых деклараций и выявит возможные несоответствия.

Конечно, с незаконной предпринимательской деятельностью нужно бороться и обязанность по уплате налогов существует для всех, признает он. Но нарушение принципа свободы декларирования гражданами своих доходов и тотальный мониторинг движения средств по счетам могут породить целый ряд рисков и побочных эффектов. Это и утечка данных, и превышение полномочий конкретными налоговыми инспекторами, и, самое главное, возвращение граждан обратно к наличным расчетам, предупреждает он.

Цифровой колпак

Новый федеральный ресурс — реестр населения, которым также занимается ФНС, — должен связать сведения о гражданах РФ и иностранцах, прибывших в Россию, из различных ресурсов. По словам Михаила Мишустина, такой реестр должен содержать данные о физическом лице, о его образовании, семейном положении, занятости, льготах, отраслевых идентификаторах, об ИНН, СНИЛС, других идентификаторах, которые нужны людям в повседневной жизни: «Нам нужно абсолютно однозначное соответствие между актами гражданского состояния и сведениями о самом человеке в федеральном облаке. По сути, этот файл снимет проблему единого идентификатора записей или сведений о гражданине. Ресурс планируется создавать в течение трех лет с момента принятия соответствующего федерального закона. Он сейчас находится в процессе согласования с другими ведомствами».

Больше собрали

Эффективность труда налоговиков растет: в 2013 году 1 рубль затрат на службу принес государству 96,5 рубля налогов, в 2017-м — 123,4 рубля.


Данный реестр интегрируется в АСК НДС-3. «Новая программа АСК НДС-3 расширит возможности налогового администрирования, предоставит более широкие возможности налоговой службе по анализу сведений об операциях по счетам как юридических, так и физических лиц, что позволит автоматически выстраивать цепочки движения денежных средств и уплаты НДС. Уже сейчас технологии больших данных позволяют налоговым службам создавать персонализированные услуги. То есть налоговые органы автоматически получают информацию о той или иной ситуации в жизни налогоплательщика: рождении ребенка, продаже или покупке квартиры, после чего гражданину направляются все необходимые документы и уведомления», — указывает в своей статье Татьяна Зверева, профессор Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета при Правительстве РФ.

Совершенствуется и обмен информацией между разными налоговыми юрисдикциями. По словам Михаила Мишустина, скоро все транзакции физических лиц и компаний будут известны администрациям основных налоговых юрисдикций.

«Сегодня невозможно бесследно спрятать капиталы в какой-то юрисдикции, всего лет пять назад это было достаточно просто сделать, но это время закончилось на наших глазах. С этого года начинается автоматический обмен налоговой информацией, — говорит Михаил Мишустин. — Это новая форма взаимодействия налоговых органов стран мира, когда информация установленного формата будет передаваться не по запросу, как это делалось ранее, а в автоматическом режиме. Это чисто автоматический обмен, и в зону видимости попадут абсолютно все налогоплательщики».

Российская Федерация утвердила нормативную базу для такого обмена и 7 июня присоединилась к единой системе передачи данных (Common Transmission System, CTS) ОЭСР, которая технически обеспечит автоматический обмен информацией с зарубежными партнерами.

ФНС максимально расширила перечень государств — партнеров для обмена, которых уже почти 100 юрисдикций, в том числе это Британские Виргинские острова, Гибралтар, Каймановы острова, Кипр, Швейцария и многие другие, уточнил Михаил Мишустин. По его словам, информация, полученная по CTS, позволит выявлять наличие незадекларированных зарубежных финансовых счетов и активов, а также сопоставлять предоставленную российскими гражданами информацию по контролируемым иностранным компаниям (КИК). Возможность проследить реальные схемы финансовых потоков и владения активами абсолютно реальна, заключил Михаил Мишустин.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.