Журнал «Метод», № 1 • 2018 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

720% частных инвестиций. Насколько эффективны индустриальные парки

Индустриальные парки появились более чем в половине субъектов РФ, став признанным инструментом для привлечения инвестиций

09.08.2018

Максим Паздников. Фото с сайта Ассоциации индустриальных парков

«Метод» № 3 • 2019

Свежий номер «Метода»
Читать

Индустриальные парки появились более чем в половине субъектов РФ, став признанным инструментом для привлечения инвестиций.

«С 2013 по 2017 год число индустриальных парков в России выросло более чем в два раза, с 80 до 166. Количество действующих парков за это время увеличилось почти в три раза, с 36 до 111. При этом каждый год примерно 44–56 находятся на стадии создания», — рассказал сопредседатель правления Ассоциации индустриальных парков Максим Паздников. Параллельно с ростом происходит обновление, и ряд проектов прекращают свою деятельность, добавляет он. В 2016–2017 годах прекратили существование 12 проектов, но им на смену пришло 58 новых проектов, еще 15 парков стали действующими.

Ассоциация индустриальных парков создана в 2010 году, это отраслевая некоммерческая организация, объединяющая большинство индустриальных парков России, а также поставщиков услуг в сфере промышленного строительства с целью продвижения общих интересов.

С 2013 года наблюдалась тенденция ускоренного развития государственных индустриальных парков, однако в 2016 году она сменилась взрывным ростом числа частных проектов. Как отмечается в «Обзоре индустриальных парков России-2017», это связано с активизацией Московской области, а также появлением новых проектов в моногородах.

Еще одна тенденция — расширение географии. К 2017 году в 51 субъекте Российской Федерации появились действующие и создаваемые индустриальные парки. В течение последних лет они активно развивались за пределами европейской части России. Суммарно в Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах статус действующих и создаваемых имеют 27 индустриальных парков

Экономический эффект от создания индустриальных парков и особых экономических зон можно оценивать через привлеченные прямые инвестиции в создание новых производств или через объем уплаченных резидентами налогов. Общие инвестиции в создание инфраструктуры в индустриальных парках к 2017 году, по данным 122 площадок, достигли 176 миллиардов рублей. При этом инвестиции в создание там новых производств выросли до 725 миллиардов. За пять лет инвестиции в инфраструктуру выросли в два раза, а в производственные площадки — в три. Соотношение объема прямых частных инвестиций к вложениям в инфраструктуру составляет 7,2 к 1, констатирует Максим Паздников. По его словам, этот показатель продолжает расти, несмотря на постоянно меняющуюся экономическую ситуацию.

Какой формат лучше?

Индустриальные парки, ТОР и ОЭЗ — это системы разного уровня, объясняет сопредседатель правления Ассоциации индустриальных парков Максим Паздников. ОЭЗ и ТОР — это режимы ведения бизнеса, индустриальный парк — это формат организации производства. «Территории опережающего развития могут создаваться в форме индустриальных парков, такая практика активно используется на Дальнем Востоке. Но, например, в моногородах статусом ТОР наделяется весь населенный пункт в принципе, а не какая-либо площадка. В свою очередь, многие особые экономические зоны представляют собой промышленные парки с особым правовым статусом», — добавляет он


Эти расчеты позволяют обосновать целесообразность частных и государственных инвестиций в парковую инфраструктуру. Но есть и другие, более общие критерии для оценки эффективности инвестиций.

«Комплексные проекты, такие как промпарки, ОЭЗ и ТОР, меняют качество жизни людей. За десять с небольшим лет инвесторы в индустриальных парках создали более 125 тысяч новых рабочих мест. При этом заработная плата на производствах, размещенных на этих площадках, зачастую выше среднерегиональных показателей», — отмечает Паздников.

Средняя заполняемость индустриальных парков за последние пять лет почти не изменилась — около половины площадей занято производствами. По итогам 2017 года заполняемость составила 53%. «Этот показатель не снижается, хотя каждый год создаются новые парки, значит, на их услуги есть стабильный спрос: в то время как одни парки заполняются, появляются новые, — объясняет Максим Паздников. — Конечно, как и в любой другой отрасли, есть проекты успешные и менее успешные. Мы ни в коем случае не говорим, что абсолютно все индустриальные парки эффективные. Но следует сразу обратить внимание, что в большинстве своем парки полностью оправдывают себя и являются точками роста».

057-2.png

Половина всех парковых проектов, по его оценке, инициированы региональными или муниципальными властями. И это вполне объяснимо, так как индустриальные парки — один из инструментов инвестиционного развития регионов. «К сожалению, не всегда регионы понимают, что это инструмент, а не самоцель. Иногда они пытаются создать индустриальный парк просто ради того, чтобы такая площадка была, так как у соседей она уже есть. Либо регионы хотят поучаствовать в государственной программе, предполагающей наличие индустриального парка. Но это, к счастью, единичные случаи», — говорит эксперт. Максим Паздников предостерегает от взгляда на индустриальные парки как на способ привлечения федеральных средств: «Меры государственной поддержки — это один из способов финансирования создания промышленных парков как объектов инвестиционной инфраструктуры. Но это ни в коем случае не повод для их создания». Он называет полностью порочной практику создания проектов ради получения каких-то субсидий. Конечно, государство является ключевым стейкхолдером для индустриальных парков, так как меры господдержки существенно облегчают финансовую нагрузку на бюджеты и помогают частным проектам быстрее выйти на окупаемость. Однако если проект ни при каких раскладах «не летает» без господдержки, значит, он несостоятелен в принципе, говорит сопредседатель правления Ассоциации индустриальных парков.

056.png
Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.