Журнал «Метод», № 1 • 2018 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Все зависит от людей

О достоинствах и рисках ГЧП в статье Алексея Чичканова, исполнительного вице-президента Газпромбанка - начальника Центра ГЧП

«Метод» № 3 • 2019

Свежий номер «Метода»
Читать

Алексей Чичканов, исполнительный вице-президент Газпромбанка — начальник Центра государственно-частного партнерства

Главное достоинство ГЧП — ускоренное финансирование инфраструктуры. Бюджет регионов всегда ограничен, у распорядителей есть выбор — копить поступления, пока не наберется нужная сумма, или тратить понемногу. ГЧП позволяет синхронизировать государственные расходы на создание объекта с государственными доходами от него. Так же работает имущественное кредитование — можно копить на автомобиль, а можно взять кредит и потом расплачиваться, но уже ездить. Бюджетные расходы сдвигаются с инвестиционной на эксплуатационную стадию, когда объект уже готов и приносит блага, ради которых строился. В числе благ не только налоги, но и социально-экономическое развитие. Дорога между двумя центрами поднимает и развивает всю прилегающую территорию, социальный объект повышает качество жизни, сокращается очередь за услугами, активное население остается в данном регионе.

Но растут и риски. Для региональной администрации ГЧП — это всегда уступки по сравнению с традиционным госзаказом и принятие на себя новых обязательств. В обычных условиях она гарантирует разве что чистоту правового статуса земельного участка. Окупаемость проекта, изменения законодательства, претензии правоохранительных органов, неправильные расчеты — обычно риски инвестора, не говоря уже о рыночном риске. В ГЧП все эти риски на стороне региона. А для рентабельности проекта, как правило, требуются бюджетные инвестиции и контроль за тем, как их осваивает частный партнер.

Бывает, что сразу после вступления в должность губернатор предлагает построить десять школ по ГЧП. У нас новая команда и административный ресурс, говорит он и распоряжается начать стройку через три месяца. Это нереальные сроки, в лучшем случае на подготовку, я не говорю про проектирование, уйдет девять месяцев, а средний срок — полтора года.

Самое главное, чтобы руководитель не терял интерес к проекту слишком быстро. Как правило, проекты ГЧП сложные и необычные. Неподготовленные команды сразу выдвигают много возражений. И если руководитель не требует от них промежуточных результатов, инициативы превращаются в болото. Там, где губернаторы умеют добиваться того, чтобы их распоряжения выполнялись, все получается.

Многое зависит от кадров. Есть региональные чиновники, которых в федеральных министерствах просто боятся, потому что они двигают свои проекты и заставляют всех работать.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.