Журнал «Метод», № 1 • 2018 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Как города используют информацию

Пять примеров решения конкретных городских проблем с помощью big data

CDO

«Метод» № 3 • 2019

Свежий номер «Метода»
Читать

Использование данных для решения городских проблем — тема далеко не новая. Еще в 1854 году во время эпидемии холеры британский врач Джон Сноу нанес на карту месторасположение каждого смертельного случая и нашел основной источник инфекции — водоразборную колонку, которой многие жители активно пользовались.

В американском Луисвилле жители страдали из-за низкого качества воздуха. У 12% населения была диагностирована астма (средний показатель по стране всего 8%). Чтобы подробно изучить проблему, городская администрация и Институт чистого воздуха провели исследование и раздали 1,2 тысячи астматикам карманные ингаляторы, оснащенные GPS-сенсорами. Сенсоры регистрировали местоположение, время, погодные условия и состав загрязнителей в воздухе каждый раз, когда человек был вынужден воспользоваться ингалятором. Пациенты стали получать уведомления в дни, когда качество воздуха было ниже допустимого. Городские власти приняли решение направить потоки грузового транспорта по специальным объездным дорогам, чтобы разгрузить густонаселенные районы.

029-1.png

В последнее время интерес к городским данным начал возрастать в связи с развитием технологий, упрощающих все этапы работы с ними: сбор, обработку, анализ, визуализацию и распространение. Однако эти же технологии возвели определенный (скорее, психологический) барьер для тех, кто привык к работе с бумажными бланками и формами. Приведенные ниже примеры демонстрируют, что даже небольшие города с ограниченными ресурсами могут начать принимать решения, основанные на более полных и точных данных.

1. Безопасность в общественном транспорте. Кито, Эквадор

Проблема. Около 83% женщин, проживающих в столице Эквадора, считают общественный транспорт города небезопасным, хотя заявления в полицию подали всего 6%.

Метод сбора и анализа данных. Местные общественные организации создали сервис Bájale al Acoso. С его помощью любой человек, который не чувствует себя в безопасности, может отправить СМС (у многих жителей города нет смартфонов) с кратким описанием проблемной ситуации. Собранные таким образом данные помогают лучше планировать работу полиции, а также привлекают общественное внимание к масштабам проблемы.

Результат. Создатели сервиса стремятся отреагировать в течение трех минут после получения СМС — отправить помощь на следующую автобусную остановку, оповестить водителя и активировать сигнализацию в автобусе. За год существования сервиса поступило около 1200 запросов и было возбуждено 43 дела. В ближайшие месяцы планируется запуск сервиса в междугородних автобусах.

2. Борьба с пробками. Манила, Филиппины

Проблема. Нет ничего необычного в том, чтобы потратить два часа на поездку в восемь километров по вечерней Маниле. О фактической обстановке на дорогах городской департамент транспорта знает мало: нет доступа даже к такой базовой информации, как скорость и основные маршруты движения.

Метод сбора и анализа данных. Город договорился с местными такси о публикации агрегированных GPS-данных и привлек Всемирный банк для помощи в создании интерактивного планировочного инструмента. В обмен на данные операторы такси заранее получают информацию о запланированных дорожных работах.

Результат. Благодаря более точным данным администрация Манилы может получить информацию о том, где и когда возникают пробки, и ответы на другие вопросы, связанные с безопасностью и перегруженностью дорог.

029-2.png

3. Борьба со свалками. Лос-Анджелес, США

Проблема. В 2013 году улицы Лос-Анджелеса были в запущенном состоянии и жители регулярно жаловались на горы строительного и бытового мусора на тротуарах.

Метод сбора и анализа данных. Для устранения проблемы представители городского департамента, отвечающего за уборку мусора, ежеквартально проезжают по улицам города и с помощью мобильных устройств оценивают наличие мусора, незаконных свалок и другие параметры.

Результат. Открытая онлайн-карта помогает администрации лучше планировать работу по уборке города, отслеживать возобновляющиеся свалки, находить ответственных за них и размещать мусорные баки там, где они особенно необходимы. В результате за пять лет замусоренных улиц стало в четыре раза меньше.

4. Предотвращение пожаров. Новый Орлеан, США

Проблема. В Новом Орлеане в период 2010–2014 годов в пожарах погибло несколько десятков человек, преимущественно из-за отсутствия в домах детекторов дыма. Пожарная служба решила принудительно распространить эти недорогие устройства, не дожидаясь, пока горожане сами за ними придут.

Метод сбора и анализа данных. Чтобы понять, какие дома нуждаются в детекторах дыма в первую очередь, команда аналитиков города проанализировала ряд уже имеющихся источников: информацию о наличии в квартире пожарной сигнализации из общегородского опроса, демографические данные, позволившие выделить домохозяйства с доходом ниже среднего и семьи с пожилыми и детьми, а также год строительства дома.

Результат. Карта, на которой были отражены все эти критерии риска, позволила пожарной службе выделить десять районов, которые первыми получили детекторы дыма. Как утверждает мэр города, результаты в виде спасенных жизней появились уже в первые недели после начала кампании.

5. Безопасность на дорогах. Москва

Проблема. Смертность в ДТП — одна из основных проблем российских городов. Непродуманный дизайн перекрестков (разметка, освещение, навигация и т. д.) играет в этой ситуации далеко не последнюю роль.

Метод сбора и анализа данных. «Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца» изучили данные с сайта ГИБДД и нанесли их на карту Москвы, чтобы посмотреть, на каких перекрестках возникает больше всего дорожно-транспортных происшествий.

030.png

Результат. Наиболее опасные перекрестки уже найдены. Следующим этапом будут полевые исследования, которые помогут понять, что с этими перекрестками не так и как это исправить.

Большинство пассажиров считали опасным общественный транспорт в столице Эквадора

Дорожная ситуация в Маниле стала понятнее благодаря GPS-данным

За четыре года в пожарах погибли десятки жителей Нью-Орлеана

Где взять данные

Данные могут собираться разными способами. Наиболее распространенные:

< установка сенсоров на интересующих объектах;
< создание мобильных городских услуг, с помощью которых горожане сами предоставляют городу определенную информацию;
< партнерства с частными компаниями и мобильными приложениями;
< опросы населения;
< сбор данных вручную — силами городских служащих или волонтеров.Возможно и использование уже существующих данных различных городских ведомств. Любой город, вне зависимости от размера и уровня благосостояния, может найти подходящую комбинацию источников для поиска ответов на свои вопросы.


Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.