Журнал «Метод», № 1 • 2018 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Готов ли город стать умным?

На какие вопросы нужно ответить любому городу, прежде чем вступать в долгосрочное партнерство с крупной компанией?

«Метод» № 3 • 2019

Свежий номер «Метода»
Читать

Перспектива создания «умных городов» становится ближе, первые соглашения о намерениях уже заключены. На какие вопросы нужно ответить любому городу, прежде чем вступать в долгосрочное партнерство с крупной компанией?

«Ростелеком» в прошлом году начал переговоры о создании «умных городов» (Smart Cities) в ряде регионов. Ханты-Мансийск, Саров, Сатка (Челябинская область), Владикавказ, Тамбов и некоторые другие города уже подписали соглашения с оператором.

В этой новости можно увидеть как плюсы, так и минусы. Российские города наконец начнут применять цифровые технологии для того, чтобы лучше понимать свои проблемы, разрабатывать целенаправленные решения, и постепенно будут становиться более открытыми, безопасными, чистыми и удобными — по образцу лучших мировых практик.

На сайте «Ростелекома» перечислено много полезных инициатив для «умных городов»: цифровые системы межведомственного взаимодействия, адаптивные системы управления дорожным движением, решения для автоматизации учета расходов воды и электроэнергии, автоматизированная система оплаты проезда в общественном транспорте, организация парковочного пространства и т. д. Однако многие города, подписавшие соглашение о сотрудничестве, пока еще не сделали значительных шагов в сторону использования информационных технологий для удобства горожан и развития города в целом. А для «Ростелекома» этот проект — лишь продолжение общегосударственной программы «Цифровая экономика», которая уделяет основное внимание эффективности управления и инфраструктурной стороне вопроса.

026.png

Знакомая ситуация, не правда ли? Неопытный в технологическом плане город и крупная компания, которой очень хочется расширить свой бизнес в госсекторе. В начале 2000-х такие ИT-гиганты, как Cisco и IBM, предлагали всеохватывающие решения для «умных городов» — так называемые платформы, которые бы объединили всю городскую инфраструктуру в одну централизованную систему. Рио-де-Жанейро, например, получил контрольную комнату, где можно отследить все, что происходит в городе. В последние годы многие города стали осознавать недостатки такого технократического подхода, который идет вразрез с идеями о «городе, удобном для жизни». Чтобы не остаться лишь с многообещающей презентацией или с дорогим, но никому ненужным решением, города все чаще прибегают к подготовительным мерам, которые позволяют сделать сотрудничество с компаниями по-настоящему полезным для горожан.

Мэры и жители российских городов могут воспользоваться многолетним мировым опытом, для начала достаточно задаться несколькими вопросами.

Есть ли у города свои кадры с практическими знаниями в области информационных технологий, которые могли бы взять долгосрочную ответственность за управление инициативой?

Квалифицированный специалист со стороны администрации может критически оценить предложения крупных компаний и отобрать к использованию только те идеи, которые актуальны именно для этого города. Любопытный пример такого подхода — Boston Smart City Playbook, инструкция, которую городской совет Бостона, изрядно подустав от дорогостоящих, но далеких от реальности предложений, подготовил для компаний, желающих продать им «смарт-сити» проект:

«Не преклоняйтесь перед эффективностью. Уделяя ей слишком много внимания, вы подразумеваете, что мы уже знаем, какие услуги предлагать горожанам, и единственное, что осталось — это сделать все подешевле. К сожалению, это не так. Расскажите нам о том, как мы можем сделать городские услуги внимательнее к людям, привлекательнее для них, замечательнее , а не просто дешевле».

Кроме того, команде исследователей и аналитиков нужно будет проделать немало внутренней работы, в которую сами ИT-компании вряд ли будут детально погружаться. Руководитель департамента информационных технологий Амстердама Гер Барон делится рецептом успеха. Надо вовлечь в процесс представителей всех департаментов с их разносторонними интересами, провести инвентаризацию разношерстных систем и уже имеющихся источников данных, обучить городских служащих навыкам работы с данными. 

Участвуют ли горожане в долгосрочном планировании «умного города»?

Общественных слушаний, презентаций, интервью и фокус-групп недостаточно. Все это — одноразовые мероприятия, а город, который всерьез нацелен на то, чтобы стать «умным», должен заручиться постоянной поддержкой горожан. Нужно развивать знания и инновации изнутри, а не рассчитывать только на внешних экспертов из ИT-компаний. Для этого существует несколько тактик. Можно создать независимую организацию, состоящую из преподавателей, исследователей, представителей местного бизнеса, некоммерческих организаций, которая будет регулярно участвовать в обсуждении стратегических и практических вопросов. Подобные организации есть, например, в Амстердаме — Институт городских решений Амстердама (AMS Institute), и Торонто — экспертная группа из 36 горожан при проекте Sidewalk Toronto.

Другой путь — организовать «хакатон» среди студентов, конкурс идей среди школьников, тематический летний лагерь для детей или образовательный проект с местной FabLab (fabrication laboratory, небольшая производственная мастерская, открытая для всех желающих). Молодые жители Барселоны, Амстердама и Мехико принимают участие в проектах, которые дают им возможность реализовать свои идеи о городе будущего: Smart Citizen, Organicity, Smart City Academy, Smart Kids Lab, Laboratorio para la Ciudad.

Города с более развитыми традициями самоуправления уже убедились, что регулярный диалог администрации с населением позволяет найти неожиданные решения скрытых проблем. Такой демократический подход «снизу вверх» нужен еще и для того, чтобы предотвратить влияние сиюминутной политической конъюнктуры на развитие города.

Есть ли у города конкретные цели в приоритетных сферах развития и четкое представление о ситуации в этих сферах?

Представьте город, основные заботы которого — это безработица, экология и безопасность на дорогах. А предлагаемый проект сосредоточен на установке датчиков на фонарях и мусорных баках, чтобы снизить расходы на электричество и сделать улицы чище. Город, который не определился с целями, не сможет отличить решения, разработанные специально для его жителей, от решений, выполненных «под копирку». Он не сможет направить проект на решение наиболее важных вопросов. Прежде чем договориться и заключить соглашение о развитии одного из районов, администрация Торонто опубликовала документ с четко сформулированными целями, на которые должны ориентироваться потенциальные партнеры.

Чтобы определить, какие сферы нуждаются в особом внимании, можно визуально распределить разные аспекты жизни в городе по двум параметрам: насколько они важны для горожан, и в какой степени город с этими аспектами справляется. Местное сообщество должно принимать непосредственное участие в этом процессе. То, что попадет в категорию «важное, но в плохом состоянии» и должно быть включено в программу «умного города».

Технологии вряд ли станут самостоятельным решением городских проблем, но более полные и последовательные данные могут помочь лучше понять эти проблемы и найти подтверждение многолетним догадкам. В каких частях города и в какое время качество воздуха ухудшается? Какие загрязнители преобладают? Какие перекрестки наиболее опасны для пешеходов и водителей? Какие маршруты общественного транспорта не справляются с пассажиропотоком? Ответы на эти и подобные вопросы, а не сами технологии, делают город «умным». Почти у каждого города есть необходимая информация, только она недоступна горожанам, а зачастую и самой администрации.

028.png

В российских городах речь пока идет о пилотных проектах, цель которых, согласно официальным сообщениям, «провести аудит существующего уровня информатизации, определить первоочередные направления развития и целевые индикаторы» и т. д. Так что у них еще есть время, чтобы подготовиться к продуктивному сотрудничеству и понять, нужно ли им то, что предлагают ИT-компании.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.