Журнал «Метод», № 2 • 2019 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Железнодорожных дел мастер

О министре финансов императорской России Сергее Витте

Никита Юрченко
31.05.2019

«Метод» № 3 • 2019

Свежий номер «Метода»
Читать Подписка

Сергей Юльевич Витте является одним из самых результативных министров императорской России конца XIX — начала XX веков. Его помнят прежде всего как министра финансов, который укрепил российский рубль, дав ему свободную конвертацию, а также как опытнейшего переговорщика, сумевшего в условиях полного поражения русских войск в русско-японской войне выторговать половину острова Сахалин. Однако главной страстью Витте была железная дорога, которой он посвятил всю свою жизнь. В этой статье мы попробуем рассказать об этом.

Выбор пути

90.png

Сергей Юльевич Витте родился 17 июня 1849 года в Тифлисе в небогатой семье прибалтийского немца. В 1866 году он поступил в Одесский Новороссийский университет, где учился на физико-математическом факультете. В 1870 году получил диплом.

В этом же году Витте ушел в железнодорожное дело. Его протектором стал министр путей сообщений граф Алексей Бобринский, который в память о знакомстве с отцом предложил Витте должность специалиста по эксплуатации железных дорог на Одесской железной дороге. Уже 1 мая 1870 года его зачислили в штат с окладом в 2400 рублей в год. На этой должности Витте пробудет девять лет.

Начал он карьеру с того, что полгода стажировался, учился и запоминал, как работает механизм железнодорожного сообщения. «Так, я сидел в кассах станционных, грузовых и билетных, затем изучал должности помощника начальника станции и начальника станции, потом контролера и ревизора движения; затем занимал должности на различных станциях, где преимущественно было грузовое движение, и на станциях, где было преимущественно пассажирское движение», — вспоминал он.

В 1875 году он дослужился до должности ближайшего помощника директора Русского общества пароходства и торговли Николая Чихачева. В ведении этой организации был не только одесский порт, которому Витте уделял пристальное внимание, но и Одесская железная дорога. Стоит отметить, что в это время Одесса была важнейшим торговым городом на Юге России, так как судоходство в Крыму было объективно затруднено как логистическими причинами — железная дорога была достроена до Севастополя только к 1875 году, так и военно-политическими — город был разграблен во время Крымской войны.

«Помпея сохранилась куда лучше Севастополя. В какую сторону ни глянь, всюду развалины, одни только развалины! Разрушенные дома, обвалившиеся стены, груды обломков — полное разорение...» — описал город Марк Твен в 1867 году.

В этих условиях морская торговля через Одессу имела значение первостепенной значимости. Однако случилось несчастье: 24 декабря 1875 года произошла крупнейшая из аварий на железной дороге — Тилигульская катастрофа.

Катастрофа и война

«Между тем как раз в это время на Тилигульской насыпи нужно было произвести ремонт пути, что случается крайне часто, и если ремонт небольшой, то он производится так, что соседние станции о нем и не знают», — вспоминал Витте.

Иногда железнодорожные пути нужно было ремонтировать. Согласно действующей практике места ремонта отмечались специальными сигналами (оповещающими знаками), чтобы машинист поезда вовремя затормозил. Однако в этот раз этого не сделали. Как вспоминает Витте, рабочие частично разобрали путь, но началась метель, и, чтобы согреться, они отправились в будку пить чай. Машинист приближающегося поезда слишком поздно заметил, что пути дальше нет, и не сумел вовремя затормозить.

Поезд на ходу налетел на преграду, а после вагон за вагоном покатился вниз по насыпи, в овраг. Вагоны падали один на другой, начался пожар. Кроме грузов, в поезде на свое несчастье ехали новобранцы, которых везли на место прохождения службы, а также пассажиры с детьми. Вагоны с людьми тоже повалились набок и были частично заблокированы замыкающими состав вагонами с хлебом. Пассажиры были заперты в ловушке. Всего в этой катастрофе от ушибов и пожара погибли 140 человек и 120 ранены.

По факту трагедии было заведено уголовное дело, по которому вышло, что виновниками аварии являются в том числе Витте и Чихачев. Оба получили по четыре месяца тюремного срока, который, впрочем, в случае Витте был заменен двумя неделями гауптвахты, а Чихачев и вовсе отделался выговором. Карьеру и свободу Витте спасла русско-турецкая война 1877–1878 годов.

Роль Витте заключалась в организации доставки солдат на европейский театр военных действий. Сделано это было более чем достойно: оружие, провиант и люди без простоя подтягивались к фронту. Организация была настолько качественной, что Витте заметили на самом верху, и уже после войны в 1879 году он едет на повышение в Петербург.

Просмотр статьи доступен для подписчиков журнала.

Подписаться на журнал

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.