Дороги России с высоты птичьего полета
Интервью с Ибрагимом Налаевым, финансовым директором ООО «Национальные канатные дороги»

Для большинства россиян канатные дороги ассоциируются прежде всего с красивой жизнью на горнолыжных курортах. На самом же деле это весьма эффективный вид передвижения с характеристиками, недоступными другим видам транспорта. Чтобы подтвердить данный постулат и исправить заблуждения соотечественников, мы поговорили с Ибрагимом Налаевым, финансовым директором ООО «Национальные канатные дороги», которое сегодня является единственным предприятием полного цикла в России, производящим канатные дороги, необходимые как для горных зон страны, так и для наших городов.
— Компания «Национальные канатные дороги» молодая, но амбициозная. Какова ее глобальная задача и есть ли понимание, как она будет решаться?
— Вначале скажу несколько слов о нашей компании. Действительно, она была создана в апреле 2018 года. Ее акционерами являются Российская Федерация в лице ООО «Курорты Северного Кавказа» и французская компания POMA S.A.S. — лидер в области производства канатных дорог, у которой совокупно реализовано уже более 80 тысяч проектов по всему миру. Мы хотим интегрировать определенный базис знаний и умений, накопленный ею, и принести его на российский рынок, где работы в этом направлении очень много. Прежде всего необходимо восстановить, а скорее, заново воссоздать производство канатных дорог в России. Именно в этом заключается наша основная задача.
— Известно, что НКД подписали с АО «Курорты Северного Кавказа» соглашение о сотрудничестве в проектировании и эксплуатации канатных дорог и горнолыжных трасс на Кавказе. В каком состоянии находятся сегодня работы?
— Мы выиграли аукцион и эксплуатируем канатные дороги на курортах «Архыз» и «Ведучи». Задача компании в данном случае — стать некоей вертикально интегрированной структурой, когда в будущем, как планируется, мы будем и производить, и эксплуатировать нами же произведенные канатные дороги.
Помимо этого, мы начали проектирование горнолыжных трасс на курорте «Эльбрус». Сейчас рассматриваем участие в ряде аукционов по проектированию и последующему производству канатных дорог.
— Одна из заявленных сфер деятельности компании — канатные дороги для городов. Готова ли компания в полной мере решать задачи подобного рода?
— Совсем недавно мы в компании пришли к пониманию, что более эффективно с экономической точки зрения заниматься канатными дорогами в городской среде, то есть эксплуатировать их как городской транспорт. Этот вопрос очень долго обсуждался с нашими французскими партнерами, и все пришли к выводу, что, во-первых, строительство канатной дороги в десять раз дешевле, чем нового моста, и в 20 раз — чем метрополитена. К тому же в России очень много мест, где имеет смысл строить именно канатную дорогу, нежели мост или метро, — заторов у нас хватает, особенно на переправах через реки. А ведь вся Россия на них строилась. Поэтому если интегрировать канатную дорогу в городской транспорт, то она не только получится дешевле, но еще и сможет приносить прибыль как компании, так и в городской бюджет.
