Журнал «Метод», № 2 • 2019 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Стратегическое видение развития Ульяновской области

Опытом делятся эксперты Центра стратегических исследований региона

Дмитрий Гнатенко
30.05.2019

«Метод» № 3 • 2019

Свежий номер «Метода»
Читать

Ульяновская область — один из немногих регионов Российской Федерации, который вскоре после вступления в силу федерального закона о стратегическом планировании принял свою собственную стратегию развития, высоко оцененную экспертным сообществом. Не останавливаясь на достигнутом, регион пошел по пути изменения системы управления в сфере стратегического планирования в целях выхода на более качественный уровень управления для достижения стратегических целей и задач.

Мы встретились с экспертами Центра стратегических исследований Ульяновской области, которые с удовольствием поделились с нами своим опытом и нововведениями в сфере стратегического планирования и управления.

— Олег Владимирович, практически полтора года тому назад вы возглавили Центр стратегических исследований. Что это за структура и какое место она занимает в стратегическом управлении Ульяновской областью?

Олег Асмус: Идея создания в Ульяновской области Центра стратегических исследований принадлежала губернатору Сергею Морозову, который своим распоряжением назначил меня руководителем. В регионе накоплен богатый опыт в области решения задач экономического роста. Но не всегда удавалось соединить научные разработки и практический опыт в единое целое. Поэтому в Ульяновской области назрела необходимость позиционирования региона с новой точки зрения — как флагмана научных подходов к стратегическому развитию новой экономики, новых возможностей и новых путей решения.

Центр стратегических исследований является прообразом Аналитического центра при Правительстве России, Высшей школы экономики, Центра стратегических разработок. В штате центра состоят три доктора наук, 17 кандидатов наук, а также специалисты, имеющие многолетний практический опыт работы по направлениям деятельности центра. Уже сегодня половина членов нашего коллектива — это люди с научными степенями. Также мы привлекаем к работе экспертов, ученых с мировым именем, сотрудничаем со всеми вузами Ульяновской области, передовыми вузами и научными организациями других городов России.

Центру переданы на исполнение ряд государственных функций: это разработка и корректировка стратегии социально-экономического развития, планов, прогнозов социально-экономического развития, мониторинг реализации документов стратегического планирования. То есть ряд обязательных полномочий, которые должен исполнять каждый субъект.

13.png

Еще одна задача центра — это подготовка ключевых исследований для нужд экономики, социальной сферы Ульяновской области по заказу правительства региона и губернатора. Наши эксперты разработали стратегию опережающего индустриально-инновационного и научно-технологического развития Ульяновской области, стратегию развития транспорта в Ульяновской области, стратегию развития экспортной деятельности. Сейчас готовим исследования, результаты которых войдут в основу стратегий развития спорта, строительства и жилищно-коммунального комплекса. Также совместно с руководителями министерств и ведомств, региональными институтами развития мы подготовили проект обновленной стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года. Таким образом, Центр стратегических исследований — это не просто аналитический центр. Это значительно шире. Это и теоретические, и прикладные вещи как единое целое в системе стратегического планирования.

— Вы считаете, что такая организация процесса стратегического планирования более эффективна?

Олег Асмус: Безусловно. Мы, наверное, смогли реализовать то, чего долгое время не хватало нашему региону и не хватает многим субъектам России сейчас. Смогли соединить науку и практику воедино. К любому своему исследованию мы привлекаем широкий пул экспертов, и документ на выходе — это не «творчество» чиновников, в каждом документе есть экспертная составляющая. И это не только мои личные убеждения. Проект по передаче в Центр стратегического управления ряда процессов в сфере стратегического планирования и управления был признан лучшим на одной из площадок Форума стратегов — 2018 в Санкт-Петербурге.

— Что представляет собой обновленная стратегия социально-экономического развития Ульяновской области, что заложено в ее основе?

Элла Круглова: Боюсь, ответ на этот вопрос выйдет за пределы журнальной полосы, но попробую рассказать о самом главном. В связи с изданием указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» перед центром стояла задача по корректировке стратегии социально-экономического развития Ульяновской области, исходя из нового вектора развития, определенного главой государства. Все национальные цели и задачи нашли отражение в главном стратегическом документе нашего региона. Мы также решили пойти чуть дальше. В проекте обновленной стратегии, который уже прошел все необходимые этапы обсуждений и согласований, учтены все цели устойчивого развития ООН. Концептуальным ядром стратегии развития региона является модель устойчивого развития, под которой «подписались» ряд стран, в том числе и Россия: в отношении каждого из стратегических приоритетов развития Ульяновской области разработаны цели и задачи, достижение которых будет свидетельствовать об устойчивом социально-экономическом развитии региона и эффективной реализации стратегии. Это первое, что мы должны были сделать.

14.png

Еще одна задача, которую должны были решить эксперты Центра стратегических исследований, — ответить на вопрос, сможет ли Ульяновская область к 2030 году стать «мировым креативным регионом с устойчивым социально-экономическим развитием». Что сейчас позволяет Ульяновской области быть известной и узнаваемой на мировом уровне и что будет к 2030 году? Здесь, несомненно, требовалось более глубокое осмысление и анализ потенциала отраслей. Мировая известность Ульяновска издавна связана с тем, что этот город является родиной величайшей в истории личности — В. И. Ульянова (Ленина). Но это далеко не все. Приведу лишь несколько примеров. В сфере культурной политики мировую известность нашему региону приносит бренд «Ульяновск — литературный город ЮНЕСКО». На сегодняшний день эта международная программа объединяет 116 городов из 54 стран мира, при этом Ульяновск — пока единственный город, который представляет Россию. В перспективе планируется, что геопарк «Ундория» Ульяновской области получит статус «Глобальный геопарк ЮНЕСКО» и войдет в сеть геопарков мира. Организация деятельности на ряде промышленных предприятий Ульяновской области также отвечает мировым стандартам, их продукция востребована в зарубежных странах. Так, например, в Ульяновской области осуществляет свою деятельность АО «АэроКомпозит», которое по своим масштабам входит в первую тройку заводов мирового уровня по созданию крыла самолета, и подобные технологии в мировом авиапроме еще никто не применял. В сфере спорта Ульяновская область воспитала трех Олимпийских чемпионов, двух сурдлимпийских чемпионов, четырех призеров Олимпийских игр, 32 чемпионов мира, которыми горд наш регион и которые известны во всем мире. К 2030 году у 29 воспитанников спортивных организаций нашей области есть большой потенциал стать чемпионами и призерами в спортивных состязаниях мирового уровня. И это лишь совсем малая часть примеров из тех, что позволяют ульяновцам быть гордыми за свой регион. Поэтому в стратегическом видении развития Ульяновской области до 2030 года мы отразили такие моменты, будущие проекты и достижения, которые позволят нашему относительно небольшому субъекту Российской Федерации быть успешным и узнаваемым.

— Как отслеживаются результаты реализации стратегии? Ведь заложено очень много... Есть ли какая-то ответственность тех, кто должен исполнять и реализовывать все эти мероприятия и проекты?

Оксана Ананьева: Да, мы ежегодно отслеживаем результаты. В рамках реализации стратегии принят соответствующий план мероприятий. В нем заложено более 500 различных мероприятий, установлено около 150 индикаторов эффективности их реализации.

В прошлом году по предложению Центра стратегических исследований в регионе был принят новый закон о стратегическом планировании, согласно которому ежегодно председатель Правительства Ульяновской области должен держать отчет перед народными избранниками — депутатами областного Законодательного собрания о том, как реализуется стратегия, какие показатели достигнуты, все ли мероприятия выполнены. По результатам заслушивания депутатский корпус вправе принять решение о ненадлежащем исполнении стратегии, которое в обязательном порядке должно быть рассмотрено губернатором области. В этом году первый такой отчет успешно прошел.

Еще одно нововведение, которое разработало возглавляемое мной структурное подразделение центра и активно внедряет в практику, — это система KPI для министерств и ведомств. Показатели, по которым оценивается деятельность министерств и ведомств, отражают все федеральные и региональные обязательные требования, а также показатели, заложенные в плане реализации стратегии. Ежеквартально подводится оценка деятельности каждого министерства и направляется губернатору Ульяновской области, а там уже принимаются соответствующие управленческие решения.

15.png
ОСНОВАНИЯ И ПРАВОВАЯ БАЗА ДЛЯ КОРРЕКТИРОВКИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО­ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2030 ГОДА

— Затрагивают ли все эти новшества муниципальный уровень? И как муниципалитеты интегрируют свои стратегии развития с областной стратегией социально-экономического развития?

Оксана Ананьева: Безусловно. Все муниципальные районы и городские округа Ульяновской области имеют свои стратегии развития также до 2030 года. С одной стороны, цели их стратегий соответствуют областному вектору развития и глобальным региональным целям развития, с другой стороны, в каждой муниципальной стратегии учитываются экономические, социальные, культурные особенности района и городского округа. Ежегодно каждый глава администрации муниципального образования защищает результаты реализации стратегии за истекший год перед советом депутатов.

Сейчас, также как и на областном уровне, в муниципалитетах проводится работа по приведению целей и задач их стратегий к целям и задачам указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Естественно, всю экспертную поддержку вплоть до подготовки стратегий муниципальных районов оказываем им мы.

Также основные вопросы, как обеспечить единство национальных и муниципальных целей развития, мы рассмотрели на площадках Форума солидарных муниципалитетов «От стратегии к тактике», который впервые прошел именно по муниципальной тематике на территории Ульяновской области 1 и 2 апреля 2019 года и был организован Центром стратегических исследований.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.