Основные направления реформы системы государственного управления в современной России
О проблемах государственного управления рассказывает профессор Станислав Прокофьев

Один из самых серьезных вызовов с точки зрения необходимости ускорения темпов экономического роста в России, улучшения качества жизни ее граждан — проблемы государственного управления. Поэтому вопросы совершенствования этой системы являются предметом постоянных дискуссий ученых и практиков в данной сфере.
Цифровизация госуправления
В нашей стране реформа государственного управления (ГУ) продолжается уже без малого 20 лет. Сделано и достигнуто немало. Это, к примеру, и внедрение программно-целевого и проектного методов управления, и формирование новой трехуровневой модели организации государственного управления, и принятие федерального закона, давшего импульс к развитию различных организационно-правовых форм учреждений, и многие другие новации (таблица).
таблица. Основные этапы и направления реформы системы государственного и муниципального управления
|
СРОКИ |
РЕЗУЛЬТАТЫ |
1-й этап: разработка и утверждение основных документов, анализ функций и начало реорганизации ФОИВ |
2000–2004 |
Проведен анализ функций ФОИВ, подготовлены и частично реализованы предложения по устранению избыточных и дублирующих функций и проведена реорганизация ФОИВ. Подготовлены предложения по реорганизации сети организаций, подведомственных ФОИВ |
2-й этап: начало институциональных реформ, регламентация мер ответственности государственных и муниципальных служащих, перенос административной реформы на региональный уровень, начало автоматизации процессов управления |
2004–2006 |
Завершение «инерционной работы», перенос акцента со структурных преобразований на реформирование содержания и внутренних механизмов деятельности ФОИВ всех уровней. Синхронизация административной реформы с бюджетной реформой |
3-й этап: ориентация на сервисное администрирование |
2006–2008 |
Реформирование на основе распоряжения Правительства РФ «О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006–2010 годах». Постановлениями Правительства РФ закреплены принципы административной реформы, применяемые для взаимодействия и организации деятельности ФОИВ, утверждены типовые регламенты внутренней организации федеральных органов исполнительной власти |
4-й этап: развитие системы государственной службы Российской Федерации |
2009–2013 |
Формирование системы государственной службы Российской Федерации как целостного государственно-правового института, создание системы управления государственной службой. Внедрение на государственной службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы. Повышение эффективности государственной службы Российской Федерации и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих |
5-й этап: внедрение программного управления |
2010– |
Внедрение инструментария эффективного и результативного государственного управления (государственные и ведомственные программы) |
6-й этап: внедрение проектного управления |
2016– |
Внедрение инструментария проектного управления (проектные офисы, национальные проекты) |
Одно из ключевых достижений начальной фазы реформы ГУ — цифровизация, осуществляемая в первую очередь в сфере оказания государственных услуг. Важно, что эти позитивные изменения отмечают сами граждане страны. Удовлетворенность со стороны населения качеством новых форматов госуслуг, которые предоставляются в электронном виде, по материалам социологических исследований превышает 80%. Также были разработаны и успешно функционируют ключевые государственные информационные системы (рисунок 1).