Журнал «Метод», № 1 • 2019 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Барселона переосмысливает концепцию «Умный город»

«Демократическая революция» по-испански

03.04.2019

«Метод» № 2 • 2019

Свежий номер «Метода»
Читать Подписка

В 2015 году мэром Барселоны стала Ада Колау — общественный деятель, не имевшая опыта работы в сфере государственного или муниципального управления. Она призвала к своего рода «демократической революции». И в течение последних нескольких лет городские власти при помощи группы программистов и криптографов с активной гражданской позицией занимаются разработкой технических средств для того, чтобы воплотить этот призыв в жизнь.

Заставить город работать на жителей, а не наоборот

Свою работу группа разработчиков начала с создания цифровой платформы Decidim (в переводе с каталанского — «Мы решаем»). С ее помощью жители могут напрямую участвовать в управлении городом через интернет-портал, предлагая свои идеи, обсуждая их и голосуя. Decidim использует потенциал социальных сетей: собирает информацию, распространяемую через Twitter, анализирует социальные связи на Facebook. Decidim стремится направить полученную информацию в нужное русло, гарантируя при этом конфиденциальность личных данных и транспарентность — то, что не обеспечивают Twitter или Facebook.

Francesca-Bria.png
Франческа Бриа, уполномоченная по вопросам технологий и цифровых инноваций городского совета Барселоны

«Мы использовали Decidim для того, чтобы сформировать повестку дня правительства — более 70 процентов предложений поступают напрямую от граждан. Свыше 40 000 из них внесли свои предложения и еще большее число жителей приняли участие в собраниях и консультациях в режиме оффлайн», — говорит Франческа Бриа, уполномоченная по вопросам технологий и цифровых инноваций городского совета Барселоны.

Поступающие от горожан предложения ярко высвечивают те проблемы, которые беспокоят их прежде всего, и, следовательно, те, что, по мнению нынешней администрации города, должны быть в центре ее внимания. Чаще всего жителей волнуют вопросы, связанные с доступностью жилья, переходом на новые источники энергии, качеством воздуха и организацией общественных пространств. Теперь, когда понятны конкретные запросы общества, мэрия создает механизмы реагирования на них.

Изменить парадигму

Партия Ады Колау Barcelona en Comú понимает демократию как процесс, идущий снизу вверх. Это противоречит прежней модели управления городом сверху вниз, когда во главу угла ставились технологии, а не нужды людей.

Став мэром, Колау возглавила один из ведущих умных городов в мире, который ежегодно принимает у себя тематическую выставку Smart City Expo. Это город с десятками сенсорных сетей и датчиков, которые собирают данные о транспорте, энергопотреблении, уровне шума, потреблении воды и множество другой технической информации. Раньше, минуя простых людей, эти данные непрерывно собирались и переправлялись в мэрию и связанным с ней частным компаниям, где они анализировались.

По словам Франчески Бриа, теперь эта информационная инфраструктура будет переориентирована. «Мы полностью меняем саму парадигму „Умного города“. Вместо того чтобы начинать с технологий, а также получения и обработки данных, мы сначала будем думать о том, как их использовать. Мы начали согласовывать технологическую повестку дня с городской повесткой».

Управление этими потоками данных важно по двум причинам. Во-первых, представители партии Barcelona en Comú считают, что информация, полученная от жителей, это их запросы, а старые соглашения между городскими властями и частными компаниями часто нарушали права граждан. Вторая причина заключается в том, что, когда власти и технологические компании накапливают и хранят большие массивы данных, это одновременно является риском для безопасности и нерациональным использованием их потенциала. В правильных руках такого рода информация может сделать гораздо больше для общественного блага.

Реальные шаги

«Умный город» — молодая концепция, но она быстро развивается. «Свыше 90 процентов данных, используемых сегодня в городах, не существовало еще три года назад, — подчеркивает Франческа Бриа. — И это только начало. Сегодня с 5G связью, интернетом вещей и искусственным интеллектом мы находимся в самом начале большого прорыва, который в этой отрасли называют 4.0. Мы хотим перейти от модели „капитализма наблюдения“, или „слежки“ (англ. surveillance capitalism), в которой данные непрозрачны, к такой модели, где граждане сами могут владеть данными».

И это больше, чем риторика, — власти Барселоны предпринимают конкретные шаги для того, чтобы претворить свои планы в жизнь.

Раньше слабым местом была закупочная деятельность. Теперь городские власти учитывают эти соображения, заключая контракты с технологическими компаниями. «Мы включаем в контракты положения, касающиеся, например, контроля над использованием данных, или общественным владением данными, — утверждает Бриа. — Например, у нас есть крупный контракт с Vodafone, в соответствии с которым эта компания должна каждый месяц передавать собираемые данные, распознаваемые компьютером, в мэрию. Раньше такого не было. Компании просто собирали информацию и использовали ее в своих интересах».

Власти Барселоны идут еще дальше. Они создают технологические средства, позволяющие жителям самим управлять данными, которые город получает от них, и выбирать, с кем именно они будут ими делиться. Речь идет о проекте DECODE (Decentralised Citizen-owned Data Ecosystems). Этот проект преследует цель развития и тестирования распространяемой технологической архитектуры с открытым кодом, учитывающую требования конфиденциальности для децентрализованного руководства данными и управления идентификационной информацией. DECODE фактически перевернет нынешнюю ситуацию, когда люди практически ничего не знают об операторах сервисов, в которых они зарегистрированы, в то время как сами сервисы знают о них все. Вместо этого «горожане сами смогут решать, какие данные они хотят скрыть, а какими готовы поделиться — с кем, на каком основании и с какой целью, — говорит Франческа Бриа. — Это новый общественный договор, новое соглашение о защите данных».

Это техническая задача, работа над решением которой все еще продолжается. Программные инструменты проходят проверку в рамках двух пилотных проектов, реализуемых в городе. Первый проект нацелен на интернет вещей. Мэрия предоставляет горожанам сенсорные датчики для размещения в своих кварталах. Эти датчики напрямую интегрированы в городскую сенсорную сеть Sentilo и собирают данные о качестве воздуха и шумовом загрязнении, что впоследствии влияет на принятие тех или иных решений на городском уровне. Этот пилотный проект решает проблему сбора и хранения потока данных, получаемых от жителей, предоставляя им полный контроль над тем, как используется эта информация.

Второй пилотный проект имеет отношение к Decidim. Когда люди заходят на портал, они видят панель управления своими данными, собранными и суммированными из целого ряда источников, начиная с датчиков, определяющих уровень шума, и заканчивая медицинскими данными и другой информацией, полученной из открытых источников. С помощью этой панели каждый может контролировать использование тех или иных данных для конкретных целей. В перспективе предполагается, что горожане будут управлять своими данными через приложение с «кошельком в DECODE, управляющими ключами для дешифрования, с интерфейсом, который позволит выбирать, передавать ли данные, связанные, например, с использованием транспортных средств городу, или нет. Такого рода информация может улучшить городской общественный транспорт, но в то же время многие не хотят предоставлять свои личные данные страховым компаниям или рекламодателям», объясняет Франческа Бриа.

Развивать и экспериментировать

Пилотные проекты будут реализовываться в 2019 году, и в дальнейшем нововведения распространятся на весь город. Франческа Бриа убеждена, что подобные эксперименты нужно проводить именно на городском уровне. «Существует кризис доверия. Правительству необходимо пересмотреть отношения с гражданами, и городские власти в этом смысле находятся гораздо ближе к простым людям. Города также управляют большим объемом данных и алгоритмических процессов: транспорт, жилищный фонд, медицинское обслуживание, образование. На городском уровне обеспечивается функционирование большинства служб, и именно поэтому города могут экспериментировать с альтернативными методами управления.

Просмотр статьи доступен для подписчиков журнала.

Подписаться на журнал

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.