Современные средства связи позволяют распространить любую информацию практически мгновенно. Чиновники и их родственники — всегда в фокусе внимания, любой казус или необдуманные слова могут стать достоянием общественности и в итоге привести к увольнению. В худшем случае — с волчьим билетом.

Татьяна МАКУРОВА

Некоторые высказывания чиновников порождают широкий общественный резонанс, особенно громкий в тех случаях, когда слова чиновника идут вразрез с поставленными перед ним задачами. Так, министр труда, занятости и миграции одного из регионов в ходе рабочего совещания заявила, что суммы 3,5 тысячи рублей (стоимость минимальной продовольственной корзины) вполне достаточно для сбалансированного и диетического питания в течение месяца. Что характерно, сама чиновница добавила, что ей самой «статус не позволяет» хотя бы ради эксперимента попытаться прожить на эту сумму. Министр, получавшая, к слову, порядка 200 тысяч рублей в месяц, была уволена.

Не меньший резонанс вызвали слова руководителя департамента по делам молодежи другого региона, заявившей на встрече с молодыми волонтерами о том, что «государство им ничего не должно», поскольку «государство не просило их рожать». Чиновница извинилась и сказала, что ее слова были вырваны из контекста, а в разгар конфликта уехала в отпуск на Сейшельские острова. Она была отстранена от должности в своей партии, а позже в интернет было слито компрометирующее видео с участием девушки, «очень похожей» на чиновницу. И это еще один важнейший закон жанра: человек, изначально привлекший к себе негативное внимание, становится объектом для дальнейшего выискивания компрометирующих данных. Равно как и его ближайшие родственники и окружение. Например, после необдуманной фразы одного из губернаторов «если вас не устраивают цены, то это вы мало зарабатываете» по сети начала широко распространяться информация о стоимости его личного автомобиля и VIP-апартаментов.

Но и персоны вовсе не губернаторского уровня становятся объектом общественной критики — причем даже не за публичные высказывания, а за посты и фото в соцсетях. Так, недавно член областной общественной палаты спровоцировала скандал публикацией фотографий кормления своей кошки черной икрой.

Подобных примеров масса, и их можно рассматривать с самых разных ракурсов. Приведем точки зрения политолога, психолога и социолога, а также советы профессионалов из области рекрутмента, пресс-служб и пиар-сопровождения.

Политическая повестка

В приведенной выше ситуации с продовольственной корзиной, если бы сам госслужащий попробовал прожить на 3,5 тысячи рублей в месяц, потом принес извинения и предпринял какие-то инициативы по повышению прожиточного минимума, ситуацию можно было бы спасти. Однако словами о своем особом статусе сам доказал фундаментальное несоответствие занимаемой должности.

Для государства увольнение такого чиновника, полагает психолог Сергей Мартынов, «это попытка отречься от его убеждений, заявить об их ошибочности, и чем круче мера — тем яснее этот сигнал, в то время как попустительство говорит о согласии с позицией чиновника». Особо можно выделить чиновников и депутатов, которые открыто заявляют о своей антинародной позиции, вроде депутата, который в ноябре предложил ликвидировать Пенсионный фонд России и отменить пенсии по старости, а также отменить систему ОМС. «Все это — шаги, ведущие к разочарованию, недоверию и озлобленности общества. Кроме того, это провоцирует мысли о своячестве, захвате должностей недостойными и непрофессиональными людьми, заряжая эмоциональную пружину общества», — продолжает Сергей Мартынов

Василий Колташов, политолог, директор Института нового времени, в качестве одной из причин, по которой чиновники позволяют себе подобные высказывания, называет региональную автономность прошлых десятилетий, сформировавшую определенную местную политическую культуру, которую можно выразить словами: «Президент, еще неизвестно, есть ли, а вот губернатор — это сила». Чиновники, включая и членов правительства и депутатов Думы, продолжает Василий Колташов, часто не осознают, что общество беспрецедентно болезненно воспринимает разного рода фразы наподобие «мы вам не должны», «идите в бизнес» или демонстрируемое презрение к социальным гарантиям государства, которые граждане не хотят покупать как услуги.

Ввиду грядущего вывода из тени самозанятых, равно как и нелегальных арендодателей, с целью роста налоговых поступлений население начинает воспринимать попытки государства собрать больше налогов не как обеспечение развития страны, а как повышение «зарплаты» чиновникам для обеспечения их роскошного образа жизни. В копилку недовольства в связи с показной расточительностью попадают не только чиновники и депутаты, но и их родственники, и руководители госкомпаний, и члены их семей. Учитывая, что обвиняемые обществом часто склонны защищаться агрессивно, это еще больше увеличивает градус напряжения и даже противостояния «мы — они».

И вся подобного рода информация идет вразрез с официальным обоснованием таких непопулярных в народе мер, как, например, повышение пенсионного возраста или рост акцизов на топливо.

90.png

Надежда Покровская, кандидат экономических наук, доктор социологических наук, профессор, резюмирует: «Социологическая наука может увидеть в этих случаях [недопустимые высказывания, демонстрация роскошного образа жизни] проявление синергетики — изучение самоорганизации сложных систем. Синергетический подход показывает, что завершается этап упорядочения („иерархизации“) и приближается очередной реформирующий этап цикла, который состоит в создании изменений („деиерархизации“). Удастся ли государственному аппарату „возглавить революцию“ и провести реформы, которые восстановят порядок в обществе, покажет только время. Понятие точки бифуркации (когда вы ставите мяч на горку — и неизвестно, в какую сторону он покатится) отражает эту неопределенность. Государственная власть либо допустит, чтобы „мяч“ — энергия народа — оказался в такой точке с неизвестным будущим, либо найдет каналы для реализации этой энергии в конструктивном ключе».

В данной связи критично важна как работа пресс-службы органов власти, так и ясное понимание чиновниками ответственности за свои высказывания.

Устами профессионалов

«То, что представители власти сообщают журналистам, и то, что они сообщают на встречах с жителями районов или другими представителями общественности без физического присутствия журналистов, не должно различаться. Любая неудачно сказанная фраза под запись обычному гражданину может стать главной новостью любого средства массовой информации», — говорит Михаил Ненахов, директор агентства коммуникаций «Тезис». С учетом развития современных коммуникаций публичное пространство очень серьезно расширилось, согласен Иван Макаров, пресс-секретарь банка «Открытие» по СЗФО. Так, если страница человека в социальной сети атрибутирована его профессиональным статусом и местом работы, то любое его личное мнение априори будет рассматриваться как мнение компании, в которой он работает, или ведомства, которое он представляет. «Все те правила, которые раньше касались общения с журналистами, теперь распространяются и на общение в социальных сетях, которые также стали средствами массовой информации. Далее, если человек выступает перед любой аудиторией, он должен всегда исходить из предпосылки, что его снимают или записывают. И что любая часть его выступления может быть опубликована затем в сети интернет. К сожалению, это понимают все еще очень немногие, и еще меньше людей, допустив ошибку, имеют смелость ее признать и принести извинения. Как правило, в ответ на общественную реакцию, очень часто агрессивную, следуют аналогичная агрессивная реакция и крайне неуклюжие попытки оправдаться. Что только больше раскручивает вал эмоций, в результате чего относительно небольшой репутационный кризис оборачивается самой настоящей репутационной катастрофой», — добавляет Иван Макаров.

В ряде случаев, когда чиновник действительно допустил ошибку или же его слова исказили, вырвали из контекста, задача пресс-службы — приложить все усилия для исправления ситуации. К сожалению, профессионалов среди представителей пресс-служб органов власти (да и коммерческого сектора) не так много. В основном они не осознают своей роли и ответственности и расценивают свою роль как простое посредничество между представителями СМИ и своим шефом, который априори знает, что говорит. Однако и пресс-службы, и сами чиновники должны иметь в виду, что в любом случае наиболее скандальное высказывание получит широкое распространение вне зависимости от контекста, даже если он придает сказанному прямо противоположный смысл. Так, например, один из депутатов Госдумы в эфире радиостанции пожаловался на низкую зарплату в 380 тысяч рублей, от которой у него остаются «одни долги по кредитной карте». И несмотря на то что далее он добавил, что за свой счет покупает нуждающимся то, что у него просят (в пример была приведена закупка на личные средства пылесосов для детского дома), широко разошлась и попала в заголовки только информация о том, что депутат считает зарплату в 380 тысяч рублей слишком маленькой. И здесь, несмотря на отсутствие личного пресс-секретаря, задача именно управления пресс-службы и информации Госдумы обелить представителя Думы, потому что фактически слова народного избранника обобщаются, обезличиваются (в заголовках достаточно упоминания «депутат» или «чиновник» безотносительно персоналии), распространяются на всех членов Думы и вызывают общественное возмущение.

«К любому выступлению нужно готовиться, особенно когда у спикера небольшой опыт публичных выступлений, — говорит Анна Свердлова, управляющий партнер консалтинговой практики „Герань и Партнеры“. — Из нашей практики могу сказать, что самые „опасные“ спикеры — это те, которые готовы комментировать любые темы и отказываются от подготовки к интервью. Как правило, это знак того, что очень скоро нам придется „тушить пожар“. Необходимо не только отлично владеть информацией, по которой планируется выступление, но и заранее продумать возможные вопросы и ответы на них. При этом основной акцент имеет смысл сделать на каверзных вопросах. Любую информацию можно преподнести с позиций позитива или наименьшего урона в зависимости от ситуации».

«Бэкграунд» аукнется

При принятии решения о приеме на работу изучается не только профессиональная деятельность кандидата, но и личная сторона его жизни — это касается не только госслужбы, но и коммерческого сектора. «Для бывших чиновников этот вопрос еще актуальнее. Во-первых, его прошлое легче проверить, ведь личность так или иначе публичная, во-вторых, нужно понимать, что должность чиновника связана с повышенным уровнем ответственности. Что можно подумать о человеке, который не смог спрогнозировать последствия от своих публичных умозаключений? Как сотрудник кадрового агентства я едва ли стала бы рекомендовать таких кандидатов клиенту, принимая во внимание все риски», — говорит Елена Нагорная, руководитель департамента рекрутмента компании «Рекадро». «Мы проводим беседу со своими сотрудниками, кандидатами и клиентами о том, что если они нацелены на работу по найму, то им необходимо жестко контролировать весь личный контент, который они постят в соцсетях. У нас неоднократно были случаи, когда потенциальные работодатели, ознакомившись со „спорными“ постами потенциальных кандидатов в соцсетях, отзывали предложения о работе. Работодателю может не понравиться даже чересчур откровенное фото в купальнике — такие случаи у нас тоже были», — подтверждает Жанна Волкова, директор по маркетингу Kelly Services. Елена Нагорная также указывает, что существуют автоматизированные сервисы, которые позволяют работодателям не только получить данные о размещенных соискателем должности материалах, но и построить психологический портрет и даже оценить риски и потенциал в отношении конкретного кандидата.

Важно отметить, что ошибки чиновников на публике могут быть вызваны просто слабым развитием определенных компетенций, связанных с искусством публичных выступлений. Так, к примеру, та же чиновница, ответственная за молодежную политику, могла бы свою мысль изложить в кардинально другом ключе и превратить негативную коннотацию в позитивную: вместо слов «государство вам ничего не должно» можно было сказать о необходимости брать на себя ответственность за свою жизнь, строить ее по своему усмотрению, достигать успеха и на фундаменте личных побед делать свое будущее. Поэтому публичных лиц необходимо обучать ораторскому искусству, основам PR, а также работе с текстами.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Бухгалтерский (бюджетный) учет. Формирование отчетности.

Налоговое планирование. Изменение законодательства.

Вопросы трудовых отношений. Производительность труда. Оплата и нормирование труда.

Развитие внутреннего финансового контроля и аудита.

Семинары всегда проходят на высоком уровне, носят прикладной характер, информативны.
Директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ Т. В. Серова

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.