Частному сектору хотят открыть доступ к оказанию соцуслуг. Как это будет работать?

Подробно об изменениях рассказал замминистра финансов Алексей Лавров

14.09.2018

Изменения должны коснуться образования, здравоохранения (кроме ОМС), услуг, связанных с социальной защитой, занятости населения, физкультуры и спорта, а также туризма

«Метод» № 2 • 2018

Свежий номер «Метода»
Читать Подписка

В Государственной Думе на рассмотрении находится проект закона, который открывает доступ негосударственным организациям, а именно частным компаниям и НКО, к оказанию социальных услуг наравне с государственными учреждениями. Документ внесен Правительством России. В случае одобрения он вступит в силу с 1 января 2018 года.

Подробно об изменениях в интервью «Российской газете» рассказал заместитель министра финансов России Алексей Лавров, материал опубликован на сайте Минфина.

По замыслу ведомства, граждане смогут сами выбирать, кто будет оказывать им социальные услуги: госучреждения или частные структуры. Изменения должны коснуться образования, здравоохранения (кроме ОМС), услуг, связанных с социальной защитой, занятости населения, физкультуры и спорта, а также туризма.

Согласно законопроекту, объем и качество оказания социальных услуг, а также их потребители, будут определены в рамках государственного (муниципального) социального заказа. Для исполнения социального заказа наравне с госзаданиями будут использоваться конкурентные процедуры отбора исполнителей: конкурсы с участием как государственных и муниципальных учреждений, так и негосударственных организаций, а также сертификаты, дающие право гражданам самостоятельно выбрать организации, оказывающие им ту или иную услугу за счет бюджетных средств.

Оказывать такие социальные услуги сможет любое юридическое лицо. Минфин разработает дополнительную нормативную базу, которая должна обеспечить равенство условий для исполнителей социального заказа.

Законопроектом предусмотрены равные условия в части оплаты оказания госуслуг. Так, в случае участия негосударственной организации в исполнении соцзаказа ей гарантируется оплата за оказанные услуги в объеме, не меньшем объема финансирования оказания таких услуг госучреждением в соответствии с утвержденным ему госзаданием. Оплата вне зависимости от способа исполнения заказа будет осуществляться путем предоставления субсидии, в том числе в порядке финансового обеспечения, что позволит исполнителям услуг получать авансирование. Кроме того предлагается установить возможность заключения долгосрочных соглашений в целях оказания госуслуг (пока такие соглашения заключаются только на период бюджетного планирования).

Эти меры должны решить проблему ограниченности ресурсов негосударственных организаций при выходе на рынок соцуслуг. Пакет соответствующих поправок в Бюджетный кодекс внесен в правительство.

По словам Лаврова, регионы и муниципальные образования не будут ограничены в способах исполнения соцзаказа и отбора организаций - это их сфера ответственности. Однако это нужно будет обосновывать в рамках общих для всех рамочных правил и критериев. Также предстоит создать равные условия при налогообложении. Сейчас госуслуги, оказываемые в соответствии с госзаданием, освобождены от НДС, аналогичный подход предлагается использовать и в отношении госуслуг, оказываемых негосударственными организациями.

Законопроект предусматривает систему контроля. Речь идет как о государственном финансовом контроле за порядком предоставления и использования средств, предоставленных из бюджета, так и о контроле уполномоченного органа за соблюдением исполнителем услуг условий соглашений. Кроме того, законопроект предусматривает контроль общественными объединениями и объединениями юрлиц, которые будут проводить независимый мониторинг и будут иметь право инициировать проверки госорганами.

Оказание госуслуг за счет бюджетных средств как государственными, так и негосударственными организациями является распространенной мировой практикой. В России подобный опыт уже реализован в системе обязательного медицинского страхования, в высшем образовании. В ряде регионов и муниципалитетов данный инструмент используется в социальном обслуживании граждан.

Конкуренция на рынке социальных услуг должна повысить их качество и доступность. Лавров добавил, что новый закон должен стать финалом реформы социальных услуг, начатой восемь лет назад. По словам замминистра, главным принципом реформы было «социальные услуги следуют за потребителем», что пока до конца не реализовано. Он пояснил, что госзадания распределяют административно, без учета объема и качества услуг. Органы власти, госучреждения ориентированы на сохранение сложившейся бюджетной сети, не заинтересованы в борьбе за потребителя и оптимизации расходов. В то же время, региональные и местные власти должны отвечать не за содержание подведомственной им сети, а за доступность и качество соцуслуг, констатировал представитель Минфина.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Обучение

Всегда рассматриваются актуальные темы. Отмечается высокий профессионализм лекторов и сотрудников.
Начальник бюджетного департамента Министерства финансов Астраханской области Моисеева О.А.

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.